Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Основная информация

В состав подразделения входят 3 исторические экспозиции, расположенные в г. Москве, и 8 исторических экспозиций в регионах. Экспозиции, расположенные в г. Москве, предоставляют услуги населению и сторонним организациям на платной основе в соответствии с утверждаемым комиссией по ценам Московской железной дороги прейскурантом. Региональные экспозиции работают на безвозмездной основе.

Исторические экспозиции в г. Москве:

  • «Музей Московской железной дороги», по адресу: г. Москва, ул. Кожевническая, д.2.

Экспозиция открыта 5 августа 2011 года, занимает площадь 1800 м² и располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га.

Центральные экспонаты – паровоз серии У127 и багажный вагон № 1691, установленные в здании музея. Паровоз построен в 1910 году, является уникальным и единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0.

Экспонаты музея наглядно представляют прошлое столичной магистрали в документах, уникальных чертежах, по которым строилась дорога, форменной одежде работников транспорта разных времен, рабочих инструментах, железнодорожных наградах.Отдельный раздел экспозиции посвящен героическому труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В музее хранится знамя Государственного Комитета Обороны, врученное коллективу станции Перово на вечное хранение.

В витринах можно увидеть экспонаты, рассказывающие о сегодняшнем дне столичной магистрали. Историю создания интермодальных линий, связывающих вокзалы Белорусский, Павелецкий, Киевский с аэропортами Шереметьево, Домодедово, Внуково соответственно, можно увидеть в макетах. Художественное решение экспозиции построено с учетом современных музейных технологий, сделан акцент на применение интерактивных решений, инсталляций, статичных моделей и макетов.В залах представлены: инсталляция купе 1 класса николаевских времен, кабинета начальника станции, развитие пригородного движения во времени, где каждый пассажирский отсек соответствует стилю своей неповторимой эпохи.

В окнах вагонов мелькают кинозарисовки, а в витринах установлены экраны с фрагментами архивной хроники. Это помогает ориентироваться не только на зрительное восприятие, но и предполагает вдумчивое изучение представленных подлинных исторических документов.Замысел показа экспонатов позволяет сделать экскурсию по экспозиции более живой, интересной и доступной для всех возрастных групп посетителей.

  • «История Московской Окружной железной дороги», по адресу: г. Москва, 3-ья Магистральная ул., д. 19, стр. 3.

Экспозиция посвящена истории Московской Окружной железной дороги. Острая необходимость решения проблемы передачи грузов с примыкающих к Москве ветвей обусловило решение приступить к постройке окружной железной дороги. 7 ноября 1897 г. начальником работ назначили инженера П. И. Рашевского. Представленные экспонаты рассказывают о необходимости сооружения окружной дороги. В витринах размещены «Альбомы исполнительных типовых чертежей по строительству Московской окружной железной дороги 1903-1908 гг.«, а также подлинные предметы, обнаруженные во время реконструкции здания станции Пресня.Торжественное открытие Московской Окружной железной дороги состоялось 19 июля 1908 г. (по старому стилю).

Архитектура малого кольца стала заметным явлением в облике города. Автор проекта зданий и сооружений – архитектор А. Н. Померанцев.От ансамбля архитектурных построек неотделимы мосты через реки Москву, Яузу, Лихоборку. Они спроектированы и построены по проектам инженеров Л. Д. Проскурякова и Н. А. Белелюбского.Экспозицию музея украшает портал одного из красивейших мостов Москвы того времени – Алексеевского (Даниловского), названного в честь наследника престола цесаревича Алексея Романова.Документы, схемы, фотографии показывают эффективность работы дороги. На экране демонстрируются документальные кадры трудовых будней железнодорожников Московской окружной дороги предвоенной поры.В экспозиции ции представлена инсталляция строительство бронепоезда «Москва», который был построен на средства рабочих и служащих окружной дороги в депо Лихоборы. Именно он показан в кинофильме «В 6 часов вечера после войны».

После победоносного завершения Великой Отечественной войны, на дороге началась реконструкция и техническое перевооружение. В экспозиции представлен фрагмент подлинного устройства маршрутно-релейной централизации со станции Андроновка (1959 г.), новейшего по тому времени способа централизации стрелочных переводов и сигналов. На мультимедийном экране показан принцип его работы.Современная Московская окружная железная дорога – это Московское центральное кольцо (МЦК), совместный проект правительства Москвы и ОАО «РЖД».В зале установлена информационно-справочная система «Московское центральное кольцо». По ней можно составить удобный маршрут передвижения по городу, а также узнать историю станций московского метрополитена.Сооружение Московской окружной железной дороги явилось результатом общего напряженного труда ученых и проектировщиков, изыскателей и строителей, инженеров и рабочих.Воссоздан кабинет инженера П.И. Рашевского – проектировщика железнодорожного транспорта начала XX века.

В одном из залов представлены макеты паровозного депо Лихоборы и станции Канатчиково, а также макет утраченного в XIX веке остановочного пункта Военное Поле.На 4 планшетных компьютерах можно узнать информацию о каждой станции дороги и ее окрестностях.Для посетителей оборудована фотозона на фоне репродукции старинной станции Пресня и станционного колокола, в который может позвонить каждый желающий.

  • историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная», по адресу: г. Москва, 2-й Амбулаторный проезд, д.8а. Создана на базе памятника культурного наследия регионального значения «Ансамбль паровозного депо станции Подмосковная» Московско-Виндавской железной дороги».

В 1901 году на Московско-Виндаво-Рыбинской (МВР) железной дороге, которая соединяла Москву с портами Балтийского моря, состоялось торжественное открытие станции Подмосковная и паровозного депо – одних из старейших на столичной магистрали. На их базе создан музейно-производственный комплекс, не имеющий аналогов в России: здесь музейная экспозиция совмещается с ремонтом и эксплуатацией действующих паровозов.Комплекс построек включает в себя веерное паровозное депо с поворотным кругом, где век спустя после начала эксплуатации продолжается ремонт паровозов, а также музейную экспозицию, расположенную в чудом сохранившихся до наших времен деревянных строениях. В этом и состоит уникальность Подмосковной.

Все здания построены в 1901 году в стиле «модерн» и являются единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия железнодорожной инфраструктуры на территории Москвы.В одном из зданий реконструирована обстановка вокзала начала ХХ века с кассой, телеграфом и буфетом, залами ожидания для различных сословий. В доме начальника станции представлены рабочий кабинет и служебная квартира железнодорожного служащего начала ХХ века.

В помещении до сих пор действующей водонапорной башни находятся исторические и интерактивные экспонаты. В экспозиционном зале размещена действующая демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», оснащенная цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза.

Историческая площадка «Паровозное депо Подмосковная» является уникальным примером «живой» экспозиции, дающей незабываемую возможность детям, взрослым, а также всем неравнодушным к истории, технике и железнодорожному транспорту, окунуться в атмосферу начала ХХ века, почувствовать запах работающих паровозов, восхититься мощью паровых локомотивов и услышать протяжный сигнальный гудок.

Исторические экспозиции подразделения в регионах:

  • историческая экспозиция станции Александров, по адресу: Владимирская обл., г. Александров, ул. Вокзальная, д. 1, здание пассажирского вокзала;
  • историческая экспозиции станции Ряжск, по адресу: Рязанская обл., г. Ряжск, ул. Вокзальная, стр. 27, ст. Ряжск I;
  • историческая экспозиция станция Скуратово, расположена на 2-х площадках: станция Скуратово, по адресу: Тульская Тульская обл., Чернский р-н, пос. Скуратово, 10, здание пассажирского вокзала, экспозиция «Бронепоезд», по адресу: Тульская область, Чернский район, платформа станции Чернь;
  • историческая экспозиция станции Узловая, по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. Стрелковая, д. 19 г, ст. Узловая I;
  • историческая экспозиция станции Узловая, по адресу: Тульская обл., г. Узловая, ул. Железнодорожная, д. 43, здание пассажирского вокзала;
  • историческая экспозиция станция Орел , по адресу: г. Орел, г. Орёл, Привокзальная пл., д. 1, здание пассажирского вокзала;
  • историческая экспозиция станция Курск, по адресу: г. Курск, ул. Станционная, д. 1, ст. Курск;
  • историческая экспозиция на станции Поныри, по адресу: Курская обл., р-н Поныровский, рп Поныри, ул. Октябрьская, двлд 41, здание пассажирского вокзала.

Контактная информация

Предприятие находится на территории Московской железной дороги

Адрес
113054, Россия, г. Москва, Кожевническая ул., д. 2

+7 (499) 623-39-78, +7 (499) 623-39-12