Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Основная информация

Деятельность

Входит в состав/находится в ведении
Южно-Уральская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
Виды деятельности:
Социальная сфера

Из истории

Разработка проекта детской железной дороги началась осенью 1939 г. институтом «Челябгипротранс». К началу лета 1941 г. она была уже практически готова, но открытия не состоялось из-за начавшейся Великой Отечественной войны.

Дорога была открыта 31 августа 1949 г. Она соединяла две тупиковые станции, одна из которых – ст. имени Павлика Морозова сохранилась до сих пор. Протяженность дороги составляла 700 м.Первый поезд состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс и узкоколейного паровоза 159-626. Было построено небольшое станционное здание, где разместилась билетная касса, дежурный по станции и диспетчерская.

В 1953 г. была построена ст. Водная. Протяженность дороги увеличилась до 2-х км, она соединила парк культуры и отдыха им. Гагарина с Шершневским лесопарком. В период реконструкции 1953 г. дорога получила тепловозы ТУ2-012 «Космонавт»; в конце 60-х годов – два тепловоза ТУ2-189 «Орленок» и ТУ2-084 «Юность», 10 вагонов PAFAWAG. Из новых вагонов собрали два состава по четыре вагона: «Юность» и «Пионер». Была построена ст. Пионерская и дорога протянулась до 4 км.

В 1985 г. на ст. Водная были построены железобетонные платформы и станционное здание, где разместился пост электрической централизации, удлинена платформа ст. им. Павлика Морозова. В 1987 г. с Демиховского вагоностроительного завода на детскую дорогу пришли два пассажирских вагона ПВ-051 и тепловоз ТУ2-166, установлена полуавтоматическая блокировка.

В апреле 1996 г. движение на Челябинской детской железной дороге было закрыто, но уже в мае 1997 г. принято решение о восстановлении дороги. К моменту открытия удалось восстановить только один перегон Водная – им. Павлика Морозова длиной 2,3 км. Вместо трех станций работали две, курсировал один состав «Юность» из 4-х вагонов.

Одновременно началось восстановление пути на перегоне Водная – Пионерская, ст. Пионерская, а также строительство ст. Звездная, платформы Зоопарк и ст. Солнечная. Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 г., в день 49-летия дороги. Длина дороги составляла 5 км. 

В 2008 г. в преддверии 60-летнего юбилея на Челябинской детской железной дороге прошла очередная масштабная реконструкция. Построен новый вокзал на ст. имени Павлика Морозова. Здесь расположены эстакада и смотровая канава для ремонта тепловозов и подвижного состава, пути для отстоя составов. Проведен капитальный ремонт всех станций дороги, деревянные шпалы заменены на железобетонные, уложены новые рельсы марки Р50.

Расположение: Шершневский сосновый бор и ЦПКиО им. Гагарина, г. Челябинск.

Протяженность: 5,8 км.

Станции: Звездная, станция им. Павлика Морозова, платформа Зоопарк, Водная, Лесная (бывшая Пионерская), Солнечная. 

Подвижной состав: два тепловоза ТУ7А, тепловоз ТУ-10, вагоны Камбарского машиностроительного завода, 3 четырехосные грузовые платформы. 

Контактная информация

Предприятие находится на территории Южно-Уральской железной дороги

Адрес
454000, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Доватора, д. 44

+7 (351) 268-63-81