Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы
25.01.2002
Журнал «Локомотив»

Ресурсосбережение в локомотивном хозяйстве

Отличительная особенность развития отечественного железнодорожного транспорта на современном этапе - внедрение ресурсосберегающих технических средств и технологий, позволяющих сэкономить материальные, топливно-энергетически, трудовые и, в конечном итоге, финансовые ресурсы. Основные направления данной стратегии и конкретные меры содержатся в ряде федеральных и отраслевых программ, утвержденных правительством и руководством министерства.
     В последние годы в качестве ресурсосберегающей реализуется отраслевая программа, затрагивающая интересы нескольких хозяйств. Однако во многом она ориентирована на локомотивное хозяйство, поскольку около 70% мероприятий направлены на экономию топлива и энергии, расходуемых на тяговые нужды. (...) С 1997 по 2000 гг. удельные расходы на электротягу уменьшились с 141 до 124,5 кВтч/10 тыс. т/км брутто, т.е. на 13%. За 9 месяцев 2001 года данный показатель стал ниже уровня 1988 года на 0,5%, несмотря на сокращение объема пеервозок на электротяге более чем на 40%.
     Этого достигли в результате целенаправленной работ МПС, железных дорог и ученых отрасли по внедрению наукоемких технологий, а также реализации ряда организационно-технических мероприятий. В их числе: решение фундаментальной, не имеющей аналогов в мировой практике, задачи расчета энергооптимальных траекторий режима движения поезда с учетом плана и профиля пути, скоростей движения и их ограничений, заданного времени хода; разработка интеллктуальной системы автоматизированного ведения поезда на основе микропроцессорной техники; внедрение систем оптимизации работы вспомогательного оборудования электровоза; широкомасштабное применение средств лубрикации (рельсо- и гребнесмазывателей). (...)
     Суммарная экономия электроэнергии за 1997-2000 гг. составила около 9 млрд. кВт/ч (около 1,5% от годовой выработки электроэнергии в России). (...)
     Рассматривая новшества, внедряемые на дорогах, следует назвать систему автоведения электропоездов и пассажирских поездов (САВП). Эта прогрессивная технология внедряется третий год. (...) Машинист поезда, оборудованного САВП, практически освобожден от всех операций управления им. Только на остановочных пунктах для отправления поезда он обязан нажать кнопку "Пуск". (...) В комплексе САВП применены регистраторы параметров движения (РПДА), которые фиксируют всю информацию, имеющую значение для анализа следования поезда по расписанию, безопасности движения, расхода электрической энергии и температуры в вагонах. (...)
     Другой высокоэффективной работой, реализуемой в рамках программы ресурсосбережения, является регулирование скорости вращения мотор-вентилятора в зависимости от используемой мощности электровоза. Предложенное решение позволяет снизить расход электроэнергии до 30%, что в масштабах сети даст значительную экономию. В настоящее время соответствующими системами уже оборудовано около 2000 электровозов. В 2002 г. планируется смонтировать еще 490 таких установок. (...)
     В 2002 году предусмотрено дальнейшее расширение полигона внедрения энергосберегающих технических средств и технологий, на что отведено 4 млрд. рублей. (...)
Ю.ПАНКОВ, В.ТРИКУНОВ