Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы
25.01.2002
Журнал «Локомотив»

Оптимизация перевозок

Нужны многосистемные электровозы

18 мая 2001 г. Правительство РФ приняло Программу структурной реформы на железнодорожном транспорте. В ней сформулированы основные цели и задачи предстоящих преобразований на период до 2010 года. В частности, програма предусматривает разделение функций государственного и хозяйственного управления отраслью. В результате ожидается повышение эффективности и качества ее работы за счет изменения структуры, внедрения прогрессивных технологий, использования принципиально новых технических средств и, как следствие, снижения себестоимости перевозок.
     Основным направлением структурных изменений является переход к трехуровневой модели управления отраслью: центр управления перевозками (ЦУП) МПС - семь региональных центров (РЦУП) - опорные центры управления перевозками (ОЦУП). например, в зоне ответственности Московского РЦУП будут 24 ОЦУП. Новая модель управления упраздняет существовавшие много лет междорожные и межотделенческие стыки. Она создает предпосылки к увеличению тяговых плеч в локомотивном и гарантированных - в вагонном хозяйствах.
     Безотцепочный пробег электровозов сегодня ограничен периодичностью проведения ТО-2 (48 часов доя пассажирских электровозов, 96 часов - для грузовых). За это время пассажирский поезд преодолевает по графику 2001-2002 гг. около 3,5 тыс.км. Подобные плечи появляются на полигоне Восточной Сибири и Забайалья, где после перевода участка Зима-Слюдянка с постоянного тока не переменный напряжением 25 кВ образовался беспрецедентный в мировой практике по протяженности полигон одной систем тяги Мариинск - Дальний Восток. (...) На участке такой протяженности можно установить оптимальные плечи обслживания и участки обращения локомотивов и локомотивных бригад. (...)
     В период 2001-2010 гг. в нашей стране предстоит электрифицировать 7640 км магистральных линий и перевести около 1000 км с постоянного тока на переменный ток (Мурманск-Лоухи, Данилов-Александров, Минеральные Воды - Кисловодск, Волгоградский узел). Существующий в настоящее время баланс между системами переменного и постоянного тока (53,3:46,7%) еще больше изменится в пользу системы переменного тока. (...)
     В будущем на магистральной сети дорог России сохранятся технические барьеры, порожденные двумя системами тяги. Единственный способ преодоления барьеров, созданных стыкованием систем электроснабжения - использование многосистемного ЭПС. (...) Как показывает мировой опыт, многосистемные электровозы наиболее эффективны в пассажирском движении, где преобладают большие тяговые плечи. (...)
В.ФЕОКТИСТОВ, В.ЛИТОВЧЕНКО, О.БАРАНЦЕВ