Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Станции – музейные комплексы

Куженкино

ИЗ ИСТОРИИ

В 1907 году была открыта стратегическая железная дорога Бологое-Полоцк-Седлец, построенная Россией в рамках союзнических отношений с Францией для возможной переброски войск к западным границам. Несмотря на небольшое экономическое значение, она была выполнена капитально в едином стиле архитектуры.

Линия сыграла огромную роль в годы Первой Мировой, гражданской и Великой Отечественной войн. Железнодорожники и солдаты неоднократно проявляли на ней мужество и героизм. На 124-м километре линии установлен памятный знак «Здесь был остановлен враг».

Линия проходит через старинные древние города Осташков и Торопец с их памятниками и самобытным обликом. Неподалеку от линии возле города Осташкова находится знаменитая русская святыня – монастырь Нилова Пустынь.

Помимо большого исторического содержания, линия уникальна как ландшафтный заповедник. Она проходит по Голубой Руси среди лесов, рек и озер, вдоль замечательных уголков природы – озера Селигер и верховьев Волги. Линия притягательна для грибников, ягодников, рыбаков и, конечно, для туристов.

Бологое-Полоцкая – естественно сложившийся уникальный железнодорожный заповедник. Несмотря на жестокие бомбежки войны, здесь буквально чудом сохранились ручные стрелки, некоторые исторические здания и сооружения, а на участке Соблаго-Торжок – действующие семафоры и электрожезловая система – живые раритеты транспорта.

В 2013 году решением ОАО «РЖД» Бологое-Полоцкая линия была объявлена заповедной зоной российских железных дорог. А в 2018 году именно здесь был запущен первый в России пригородный ретро-поезд на паровой тяге Бологое-Осташков, получивший название «Селигер», а также открыт музейный комплекс «Старинная железнодорожная станция Куженкино». Он стал своего рода столицей заповедной дороги.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Музейный комплекс «Старинная железнодорожная станция Куженкино» представляет посетителю словно на машине времени очутиться вдали от столиц на маленькой железнодорожной станции первой половины ХХ века.

Центральным объектом комплекса является великолепное деревянное здание вокзала в стиле модерн, выполненное, как и остальные здания на линии, замечательным архитектором Станиславом Воловским. В нем воссозданы зал ожидания для пассажиров 1-2 класса, багажное отделение, помещение дежурного по станции. В зале 3 класса представлена экспозиция, рассказывающая об истории дороги, размещены старинные скамьи «МПС», питьевой бачок с кружкой на цепочке и выставка фоторабот осташковского машиниста и фотографа А.Алексеева.

В комплекс также входят отхожее место (туалет) и керосиновый погреб. В 2023 году экспозицию украсил еще один уникальный объект - сторожевой дом путевого обходчика с воссозданным интерьером начала ХХ века. Наружный облик здания воссоздан строго по архивным чертежам.

Посетитель может рассмотреть водонапорную башню с сохранившимся шатром и даже заглянуть внутрь, а также перевести настоящую ручную стрелку и увидеть, как в тендер паровоза набирают воду из гидроколонки.

КАК ДОБРАТЬСЯ

  • На машине по адресу: Тверская область, Бологовский район, станция Куженкино.
  • На ретро-поезде «Селигер» с действующим паровозом Бологое-Осташков – по выходным и праздничным дням, тариф пригородный, в остальные дни – обычным пригородным поездом (см. расписание в сети) или автобусом от станции Бологое.

Музейный комплекс открыт для посещения бесплатно все дни, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:00.