Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Истории малых станций РЖД

ТОРЖОК – ОСТАШКОВ: ПОСЛЕДНИЙ МАРШРУТ В ЦАРСКУЮ РОССИЮ (ОЖД)

1783323.jpgВетка Торжок – Осташков строилась практически одновременно с первой и главной железной дорогой России – Николаевской.

В начале 1910-х годов известная тверская предпринимательница, владелица целлюлозно-бумажной фабрики в селе Каменное Тысяцкой волости Юлия Михайловна Кувшинова задумала строительство железной дороги, желая соединить два крупнейших уездных центра – Торжок и Осташков. Но разрешение на строительство железной дороги можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 километров. Расстояние между городами было значительно меньше. И для того, чтобы получить законное право на строительство железной дороги, Кувшинова спроектировала путь не в виде прямой, а в виде изогнутых линий. Тем самым, необходимые 100 километров были набраны. Работы велись около 10 лет. Новая власть отнеслась к проекту предпринимательницы лояльно, и в начале 1920-х годов тишину вековых валдайских лесов нарушил первый паровоз. Одновременно строились пассажирские здания-вокзалы. В 1912-м – в селе Ранцево, в 1916-м – в Каменном. В 1938 году пристанционному поселку Каменное был присвоен статус города, который в знак благодарности переименовали в Кувшиново. Так же стала называться и одна из красивейших станций ветки, построенная знаменитой землячкой.

Сегодня Торжок – Осташков является уникальным маршрутом, железнодорожники называют его «железнодорожным заповедником» и «музеем под открытым небом». Здесь сохранилась и находится в действии практически вся железнодорожная атрибутика минувшего века: ветка Торжок – Осташков пролегает волнистыми зигзагами, спроектированными Юлией Кувшиновой; на станции – все тот же вокзал, построенный 90 лет назад; до сих пор сохранились и действуют семафоры и жезловые аппараты, ручные стрелки с «флюгарками», переездные деревянные шлагбаумы. Дежурные по станции передают и принимают у помощников машинистов жезлы, дающие поезду право занять перегон.

Во многих населенных пунктах, рассеянных между Торжком и Осташковым, нет автомобильных дорог, и только эта железная дорога помогает жителям пристанционных поселков поддерживать связь с внешним миром.