Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Железные дороги в годы ВОВ

Железные дороги в годы войны (1941 – 1945)

Особый военный график

178808.jpg

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку на фронт огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на восток. Из фронтовой и прифронтовой полос в различные регионы страны было вывезено 25 млн человек и оборудование более 2,7 тыс. заводов и фабрик. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. Одних только металлообрабатывающих станков было отправлено в тыл более 103 тыс. Именно усилиями железнодорожников были спасены эти важнейшие предприятия и их коллективы, где потом ковалось оружие Победы.

Между фронтом и тылом

Для быстрейшего продвижения эвакоэшелонов железнодорожники широко использовали технические новшества, применяли передовые методы труда: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. С целью повышения пропускной способности некоторых участков железных дорог осенью 1941 года была введена «живая блокировка» – через каждые 800-900 метров на перегонах стояли сигналисты, и по их сигналам шли поезда. Изменились графики работы паровозных бригад. Если до войны паровозная бригада обычно водила эшелоны на определенном участке (плече), то в военное время к составу прикреплялся турный вагон для локомотивной бригады, и она вела поезд до места назначения. Машинисты водили эшелоны за тысячи километров, месяцами не возвращаясь домой.

21-47-18-KMO_085979_05891_1_t222_143725.jpegОбеспечивая доставку стратегических резервов на фронт, эвакуацию материальных ценностей и людей из временно оккупированных гитлеровскими войсками областей и республик страны, железные дороги стали связующим звеном между фронтом и тылом.

Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение 51 стратегической и 261 фронтовой операций, осуществленных советскими вооруженными силами в ходе Великой Отечественной войны, в том числе: обороны Москвы, Сталинградской битвы, Курской дуги, прорыва Ленинградской блокады, операций «Румянцев», «Багратион» и освобождения Европы. Эффективная и оперативная организация перевозок, быстрое восстановление и прокладка новых линий помогли добиться успеха в этих операциях. Была обеспечена своевременная доставка из глубины страны боеприпасов, горючего, продовольствия и других средств. Значительный объем грузов военной помощи союзников СССР был перевезен через Транссиб (около 50%), около 25% через северный (из Мурманска и Архангельска) и 25% через южный маршруты (через Иран, Закавказье и Каспий). 

Помимо решения военных задач, железным дорогам необходимо было продолжать непрерывное снабжение промышленности сырьем, топливом, металлом и другими важными грузами, а также осуществлять пассажирские перевозки. Благодаря самоотверженной работе железнодорожников в годы войны удалось связать важнейшие экономические районы тыла в гигантский по территории народнохозяйственный комплекс.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ

С первых дней войны железнодорожники принимали в ней самое непосредственное участие. Многомиллионный коллектив (около 3 млн человек) во главе с НКПС осуществлял колоссальные по масштабу массовые перевозки, связанные не только с мобилизацией и сосредоточением войск, перебазированием промышленности на восток и эвакуацией населения, но и обеспечением работы всей экономики страны.  Более 1,5 млн железнодорожников было занято непосредственно на перевозках, остальные работали на стройках и железнодорожных заводах.

В течение 1941 и 1942 гг. немецкими захватчиками было занято 17 дорог полностью и 9 частично. Самым тяжелым годом для железнодорожников стал 1942 год – общее количество работников сократилось на 35% (на 994,9 тыс. человек), а на сети железных дорог – на 37% (сокращение на 684,3 тыс. человек). Около 400 тыс. железнодорожников влились в ряды Красной Армии, часть из них остались на оккупированной территории и присоединились к партизанам, а около 30 тыс. железнодорожников погибли на фронтовых дорогах от воздушных и артиллерийских ударов врага.

В течение 1943-45 гг. НКПС были приняты радикальные меры по пополнению штата работников железнодорожного транспорта. В победном 1945 году на дорогах трудились уже 3 млн 78,9 тыс. человек. В работу железных дорог было вовлечено большое число подростков, только из железнодорожных училищ и школ ФЗО было принято свыше 250 тыс. человек. Доля женщин на железной дороге за годы войны выросла более чем в 2 раза (22% в 1941 году). Например, на 1 сентября 1944 г. насчитывалось 1301,7 тыс. женщин, или 45% от общего числа железнодорожников! 

В годы войны 127 железнодорожников были удостоены звания Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание было присвоено 202 труженикам), свыше 28 тыс. удостоены орденов и медалей, многие отмечены знаком «Почетному железнодорожнику», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» были награждены железнодорожников.

Цифры и факты военного времени

179010.jpgДоля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы: в 1941 году – 93%; в 1942 году – 52%; в 1943 году – 58%; в 1944 году – 68%; в 1945 году – 76%.

  • За годы войны было проведено 443 тыс. эшелонов, погрузили и перевезли почти 20 млн вагонов – с солдатами, ранеными, гражданским населением, а также с грузами – боеприпасами, танками, артиллерией, автомобилями, продовольственными пайками и т.п. Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров.
  • На восток страны вывезено 2,7 тыс. заводов и фабрик. Это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
  • Всего с июня 1941 по 1945 гг. отправлено более 1,5 млрд тонн грузов.
  • В эвакуацию вывезено 25 млн человек. Для этого потребовалось более 1,5 млн вагонов.
  • В годы войны на железнодорожные станции и магистрали было совершено более 20 тыс. авиационных налетов и сброшено 250 тыс. бомб.
  • В военное время железнодорожники восстановили около 117 тыс. км железнодорожных путей, 13 тыс. малых и около 3 тыс. больших мостов.
  • В годы войны железнодорожниками в рекордно короткие сроки было построено км новых линий.