Железные дороги в годы ВОВ
Все для фронта! Все для Победы!
С первых дней войны работа Восточно-Сибирской железной дороги была переведена на военный график. Трудовые коллективы, как и вся страна, начали работать под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Работники дороги включились в мощное патриотическое движение по оказанию помощи фронту. В газете «Восточно-Сибирская правда» было опубликовано обращение железнодорожников станции Иркутск II (Иркутск-Сортировочный) с призывом отправлять на фронт теплые шубы, шапки, валенки, белье. 24 декабря 1941 г. со станции Иркутск отошел специальный поезд с подарками для фронтовиков. Всего за годы войны из Иркутской области на фронт было направлено 160 вагонов с подарками.
На дороге поддержали инициативу работников Иркутского отделения о сборе средств на постройку колонны танков «Иркутский железнодорожник». К началу 1942 г. для этого было собрано более 3,3 млн руб. Некоторые коллективы за активное участие в сборе денег получили благодарственные телеграммы за подписью И.В. Сталина. Работниками дороги было перечислено в помощь фронту более 2,3 млн руб. компенсаций за неиспользованные отпуска и почти 6 млн руб. однодневных заработков.
В сентябре 1941 г. железнодорожники начали принимать военно-санитарные поезда, проводя при этом ремонт прибывающего подвижного состава. Только за пять месяцев 1941 г. на Восточно-Сибирскую дорогу поступило 52 санитарных поезда.
Следует отметить, что наряду с основной работой паровозные и вагонные депо выпускали военную продукцию: гранаты, снаряды, ящики для них. В Иркутском и Улан-Удэнском паровозных депо изготавливали мины.
Большое внимание на дороге уделялось подготовке лыжников – будущих бойцов. Комсомольские, физкультурные и общественные организации дороги со всей ответственностью отнеслись к решению этой важнейшей задачи. В зимнее время 1942-1943 гг. на дороге подготовлено почти 18 тыс. бойцов-лыжников и 320 инструкторов военно-лыжного спорта.
Обучение железнодорожным профессиям
Курсы женщин-машинистов, 1940 г.
В связи с уходом многих железнодорожников на фронт на дороге остро встала кадровая проблема.
В армию было призвано 9 тыс. железнодорожников, и еще 4 тыс. 130 человек отправились на восстановление железных дорог на западе. Поэтому резко возросла роль женщин в работе железнодорожного транспорта.
За время войны железнодорожным профессиям было обучено почти 15,5 тыс. женщин. Это позволило значительно сократить нехватку основных железнодорожных профессий, хотя рабочих кадров все равно не хватало. Дорога остро нуждалась в проводниках, помощниках машинистов паровоза, шоферах.
Самоотверженный труд советских женщин на железнодорожном транспорте в дни войны был высоко оценен правительством. На Восточно-Сибирской дороге семь женщин были награждены правительственными наградами, 437 – нагрудными знаками, в том числе 30 из них знаком «Почетному железнодорожнику», значком «Ударнику Сталинского призыва» было награждено 256 женщин.
Наряду с женщинами трудились и подростки. Для обучения ребят железнодорожным профессиям приказом начальника магистрали от 27 марта 1942 г. были открыты филиалы школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) на станциях Нижнеудинск, Зима, Улан-Удэ. Преподавали там самые опытные мастера, которые не только обучали профессии, но и передавали трудовые и боевые традиции железнодорожников. Количество училищ и школ ФЗО на дороге в 1944 г. увеличилось вдвое по сравнению с 1940 г.
Воинские перевозки, эвакуация
Воинские перевозки
В декабре 1941 г. Восточно-Сибирская дорога получила задание ГКО тайно и как можно быстрее перебросить под Москву подразделения Забайкальского и Дальневосточного военных округов. Для обеспечения максимальной скорости воинских эшелонов перевозки были организованы по принципу движения скорых пассажирских поездов. К приходу воинского эшелона на входную станцию вместо одного грузового паровоза подавались два пассажирских. Смена паровоза, осмотр и необходимый ремонт вагонов проводился за 10-15 мин. Затем эшелон шел без остановок до следующего основного или оборотного депо. За сутки военные поезда проходили 1,2-1,3 тыс. км.
Наряду с воинскими перевозками железнодорожники выполнили огромный объем работ по эвакуации в Восточную Сибирь оборудования, материальных ценностей и людей из прифронтовых районов. К концу 1941 г. в Иркутскую область было эвакуировано с запада 15 крупных промышленных предприятий. Вместе с ними прибыло 10 тыс. рабочих и членов их семей. Основными узлами погрузочно-разгрузочных работ на дороге были станции Иркутск-Сортировочный, Улан-Тайшет, Усолье-Сибирское и Черемхово. Всего в Иркутскую область и Бурятию было эвакуировано оборудование 36 промышленных предприятий.