Железные дороги в годы ВОВ
Особая роль
ЮВЖД представляла собой самый короткий путь из южных и юго-западных районов на восток и в центр страны. Она обслуживала Центральный, Юго-Западный, Воронежский, Сталинградский, Донской, Степной и Брянский фронты.
С первого дня войны Юго-Восточная железная дорога функционировала в особых условиях мобилизации, а с осени 1941 года начались почти непрерывные налеты вражеской авиации на железнодорожные станции. Магистраль работала с огромным напряжением при запрете световых и звуковых сигналов, в условиях ежедневных бомбежек, которым подвергались узлы, станции, поезда. На плечи железнодорожников легла большая ответственность: необходимо было любой ценой сохранять живучесть дороги и обеспечивать перевозки для целого ряда воюющих фронтов.
К сентябрю 1942 года была развернута деятельность по накоплению боевой техники, вооружения и скрытому сосредоточению воинских соединений на Сталинградском направлении. Задачи, стоявшие перед Юго-Восточной в тот период, были труднейшими. Немецкое командование планировало летом 1942 года разгромить советские войска на юге страны, овладеть нефтяными месторождениями Кавказа, богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, нарушить коммуникации и заставить СССР капитулировать.
Сталинградская битва
С 17 июля 1942-го по 2 февраля 1943 года происходило одно из самых главных сражений – Сталинградская битва, исход которой положил начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Юговосточникам была поставлена задача в кратчайший срок перебросить к Сталинграду новые воинские части, технику, боеприпасы, горючее и все необходимое для снабжения войск. По несколько раз в день вражеская авиация совершала налеты на все станции и линии. Были разрушены жилые и технические здания, нарушены водоснабжение, связь и станционные пути. По неполным данным, на магистраль в 1942 году было сброшено 85 тыс. бомб. Но железнодорожники ценой нечеловеческих усилий, личного мужества обеспечили воюющие части РККА всем необходимым, и важнейшая победа была одержана.
Курская битва
Сражение на Курской Дуге потребовало от работников ЮВЖД колоссального напряжения. Подготовка к летнему наступлению началась весной 1943 года. Юговосточники подвозили подкрепления с апреля по июль. Объем транспортного обеспечения 50-дневной Курской битвы более чем в 1,5 раза превышал поставки для 200-суточного Сталинградского сражения. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 8 июня было определено построить в период с 15 июня по 15 августа железную дорогу Старый Оскол – Ржава протяженностью 95 км. За небывало короткий срок – всего 32 дня – в основном силами железнодорожников и местных жителей – стариков, подростков и женщин, мужья которых сражались с врагом на фронте, – была построена эта линия. На ней возвели 56 искусственных сооружений, в том числе 10 мостов, 2 пункта водоснабжения и 8 остановочных площадок. Она стала для Красной армии важнейшей транспортной артерией, во многом способствовала разгрому немецких войск на Курской дуге и была названа «Дорогой мужества».
В течение 6 месяцев Юго-Восточная железная дорога непрерывно удерживала переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. И впоследствии за героизм, успешное выполнение заданий правительства и военного командования коллективу магистрали Знамя было передано на вечное хранение.