Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

История железных дорог – филиалов ОАО «РЖД»

История Юго-Восточной железной дороги

Строительство ЮВЖД

1760400 (1).jpg

Современное здание управления
Юго-Восточной железной дороги в Воронеже

ЮВЖД – одна из старейших магистралей России. Годом основания Юго-Восточной железной дороги принято считать 1866 год, когда 4 сентября на станцию Козлов (ныне Мичуринск) прибыл первый поезд из Москвы. Инициаторами строительства линий ЮВЖД выступали Воронежское, Тамбовское, Борисоглебское, Кирсановское, Елецкое, Саратовское, Курское земства и войсковое начальство области войска Донского. Основными организаторами строительства были предприниматели П. Г. фон Дервиз, С. С. Поляков и П.И. Губонин. В протоколе, подписанном фон Дервизом, отмечалось: «Сего сентября 4 дня 1866 года в час по полудню прибыл из Рязани в Козлов (ныне Мичуринск) первый пассажирский поезд Рязанско-Козловской железной дороги, которым и открыта эта дорога, согласно распоряжению, данному Правительством».

В феврале 1868 года было открыто движение на участке Козлов – Воронеж, в августе того же года – на участке Елец – Грязи. В декабре 1869 года поезда отправились от Козлова до Тамбова и от Грязей до Борисоглебска. Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг, к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство.

28 ноября 1871 года было открыто регулярное движение поездов от Воронежа до Ростова. В том же году были введены в эксплуатацию участки Борисоглебск – Царицын, Отрожка – Шахтная.

В 1893 году было организовано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог. Оно возникло в результате слияния двух крупных железнодорожных компаний Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской железных дорог. Вновь созданному укрупненному обществу были переданы в аренду казенные участки Донецкой и Орлово-Грязинской железных дорог. После организации общества, в состав которого вошло 1,8 тыс. верст эксплуатируемых линий, развернулось строительство трех магистралей, а именно Восточно-Донецкой, Харьково-Балашовской и линии Елец – Валуйки, общей протяженностью 1,5 тыс. верст.

В 1894 году открыты для движения линии Балашов – Камышин, Ртищево – Сердобск, Елец – Лебедянь, Богоявленск – Сосновка, Воронеж – Курск. В 1895 году сдана в эксплуатацию линия Харьков – Балашов, а в 1896 году – участки Ртищево – Таволжанка и Таловая – Калач. В 1897 году завершилось строительство линий Графская – Анна и Елец – Валуйки. К концу XIX столетия определилась сеть почти всех линий ЮВЖД.

ЮВЖД в годы войн

1760402 (1).jpg

Здание управления Юго-Восточной железной дороги  в 1900-1917 гг.

Первая мировая и гражданская войны нанесли большой урон магистрали. На железной дороге царила разруха: только 30% паровозов было пригодно к работе, разрушено 78 из 98 крупных мостов, уничтожено 1225 служебных и жилых зданий, 67 депо и мастерских, 200 верст рельсов. Правительство Советской России делало все возможное для восстановления дороги как главной артерии, снабжавшей Москву и Петроград продовольствием, и обеспечивающей промышленность углем Донбасса и нефтью Закавказья. Всего за год – с 1920 по 1921 – было капитально отремонтировано 150 паровозов, 2000 вагонов, уложено 500 тыс. новых шпал, восстановлено 35 мостов. С 1924 года деятельность ЮВЖД стала прибыльной. Восстановление материально-технической базы дороги в основном завершилось к 1926 году.

30-е годы ХХ века были временем технической реконструкции во всех хозяйствах магистрали. Было усилено верхнее строение пути на линии Мичуринск – Лихая и Пенза – Алексеевка, развиты узлы Лиски, Ртищево, Поворино, Отрожка, построены вагонные депо в Лисках, Грязях, Поворино, Лихой. На ЮВЖД пришли магистральные грузовые паровозы ФД и ИС. За годы индустриализации и первых пятилеток Юго-Восточная железная дорога стала одной из самых мощных магистралей Советского Союза.

В суровые годы Великой Отечественной войны дорога стала сначала прифронтовой, а затем и фронтовой. С первого дня войны Юго-Восточная железная дорога начала работу в особых условиях мобилизации, а с осени 1941 года начались почти непрерывные налеты вражеской авиации на железнодорожные станции. На плечи железнодорожников легла большая ответственность: необходимо было любой ценой сохранять живучесть магистрали и обеспечивать перевозки для целого ряда воюющих фронтов.

Особенно напряженно трудились юговосточники в период подготовки и проведения Сталинградской и Курской битв. В 1942 году всего за 10 дней – с 24 июля по 4 августа – к Сталинграду было подвезено и разгружено около 200 поездов с войсками, при этом все станции от Поворино до Сталинграда подвергались жесточайшим бомбардировкам по нескольку раз в день. Всего в 1942 году на дорогу вражеской авиацией было сброшено 84905 бомб.

В 1943 году в небывало короткий срок – всего 32 дня – в основном силами железнодорожников и местных жителей – стариков, подростков и женщин, мужья которых сражались с врагом на фронте, – была построена линия Старый Оскол – Ржава. Ее протяженность составила 95 км.

За героизм, успешное выполнение заданий правительства и военного командования коллективу Юго-Восточной железной дороги было передано на вечное хранение переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.

В послевоенные годы работники дороги прилагали все усилия к обеспечению перевозок, связанных с восстановлением и дальнейшим развитием промышленного производства и сельского хозяйства в Центрально-Черноземном регионе и в целом по стране. К концу 1950 года были восстановлены все искусственные сооружения и технические устройства, а также многие вокзалы. Юго-Восточная является родиной движения «пятисотников», которое при соответствующей организации работы позволяло довести среднесуточный пробег паровоза до 500 км. Инициаторами движения выступили машинисты Н. Глубоков из паровозного депо Отрожка и И. Гульшин из паровозного депо Россошь, ставшие в 1950 году лауреатами Сталинской (Государственной) премии. В 1953 году грузооборот ЮВЖД превысил размеры грузооборота 1940 года почти вдвое. К концу 1956 года тепловозная тяга была внедрена на всех участках Ртищево – Пенза и Ртищево – Поворино. В конце 1957 года тепловозы пришли в депо Лиски. В 1959 году в состав Юго-Восточной железной дороги вошли Мичуринское и Елецкое отделения дороги. Укрупнение дороги способствовало улучшению транспортных связей с востоком, между Донбассом и Уралом, центром и западом страны, а также Северным Кавказом и центром.

Модернизация железной дороги

Важная веха в жизни коллектива Юго-Восточной – электрификация дороги. Эта работа началась с южных участков. В конце 1962 года по участку магистрали от Зверева до Лихой (Лиховское отделение до 1987 года входило в состав ЮВЖД) поезда стали водить электровозы. К концу 1964 года поезда пошли на электротяге от Россоши до Лисок и от Отрожки до Кочетовки с заходом в Воронеж. В 1965 году был сдан в эксплуатацию участок Кочетовка – Ряжск. В 1966 году был электрифицирован участок Лиски – Балашов, в 1967-1968 годах – участок Лиски – Валуйки – Уразово. В 1965 году уже 87% всех перевозок на дороге выполняли электровозы и тепловозы и только 13% – паровозы. В 1985 году ЮВЖД было передано Ртищевское отделение, в 1992 – Белгородское. В 90-е годы была проведена электрификация участков Грязи – Елец и Елец – Старый Оскол.

В 2001 году создан единый диспетчерский центр управления перевозками на ЮВЖД. В этом же году были уложены первые 350 метров рельсошпальной решетки со скреплением АРС на участке Хреновая – Таловая, а также проведены тяжеловесные поезда весом 9 тыс. тонн на линии Старый Оскол – Пенза. В 2003 году Юго-Восточная железная дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги».

В конце 2017 года – на год раньше запланированного срока – было запущено движение пассажирских поездов на новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово и тем самым поставлена точка в реализации одного из крупнейших и стратегически значимых для страны инфраструктурных проектов последнего времени. На территории ЮВЖД уложено более 50 км пути, выполнена реконструкция станции Журавка и построены две новых – Зайцевка и Сергеевка. Всего на новом участке возведено 98 искусственных сооружений, отсыпано более 40 млн кубометров земляного полотна и уложено 277 км звеньевого верхнего строения пути.

Сегодня Юго-Восточная железная дорога является одним из важнейших звеньев в транспортной сети России. Находясь на перекрестке транспортных артерий страны, связывает север с югом, Сибирь с западным зарубежьем.