Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы
20.07.1857

Состоялось торжественное открытие Петергофской железной дороги между Петергофским вокзалом (ныне Балтийский) Санкт-Петербурга и Петергофом

imgonline-com-ua-Resize-nZ7B2b8hn6zO.jpgСтроительство Петергофской (Балтийской) железной дороги совпало с началом Крымской войны, опустошившей государственную казну. Однако деньги в это предприятие решил вложить «главноуправляющий Путями Сообщения», известный банкир, предприниматель и меценат барон Александр Людвигович Штиглиц: издержки по строительству в размере 2 млн. рублей он намеревался возместить после возведения дороги путем выпуска акций.

К сооружению магистрали приступили в 1853 году. Сначала работы шли медленно и даже были приостановлены на один год, но после окончания Крымской войны их интенсивность возросла.

21 июля 1857 года по старому стилю первый состав из 14 вагонов благополучно доставил 300 пассажиров из Петербурга до Петергофа за 1 час 10 минут.

Сохранившиеся статистические данные свидетельствуют, что с 21 июля по 1 сентября 1857 года с Балтийского вокзала было отправлено 429 поездов, перевезено почти 57 тыс. пассажиров и 1855 пудов багажа и ручной клади. 10 раз за это время железной дорогой воспользовались члены императорской фамилии.

Принадлежность железных дорог частным обществам была одной из причин того, что в месте соединения двух магистралей строились две разные станции с самостоятельными вокзалами. Пример тому в Санкт-Петербурге – это оказавшиеся рядом Балтийский и Варшавский вокзалы. Вокзалов к тому времени было немного и проектировщики рассматривали их прежде всего как места проведения досуга большого количества людей. Четвертый по счету петербургский вокзал – Петергофский (первоначально – Санкт-Петербургская станция Петергофской железной дороги), будущий Балтийский – строился с 1855 года по проекту А. Кракау и стал его самой значительной работой.

В основу проекта был положен увиденный архитектором в Париже Восточный вокзал. Здание заняло площадь в 12 тыс. кв. метров, длина его по главному фасаду составила 56,6 метра. Резко отличают планировку этого вокзала двухэтажные боковые флигели: в левом когда-то размещались царские покои, в правом – служебные помещения.

Вокзал был открыт одновременно с железнодорожной линией Петербург – Петергоф и причислен к первому классу. В том же году открылось движение поездов на линии Гатчина - Луга.