Начало строительства Байкало-Амурской магистрали
8 июля 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Началась активная пропагандистская компания новой «великой стройки».
Основными двигателями стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – Таджикистан, Алонку – Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.
1980 г. была организована Байкало-Амурской железной дороги с местонахождением управления дороги в г. Тында. В ее состав вошли 3 отделения: Ургальское, Тындинское, Северобайкальское.
Участки в составе БАМа:
- Бамовская – Тында – Беркакит;
- Известковая – Ургал – Чегдомын;
- находившийся во временной эксплуатации участок Березовка (Дуки) – Комсомольск-на-Амуре;
- Усть-Кут (Лена) – Северобайкальск;
- Ургал – Березовка (Дуки).
29 сентября 1984 г. состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигавшиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась укладка «золотых» звеньев БАМ на станции Куанда (Каларский район Читинской области).
В 1989 г. был подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМа. С этого момента вся магистраль передана железнодорожникам (МПС СССР).
В июле 1996 г. коллегией МПС принято решение о разделе Байкало-Амурской железной дороги: восточный участок передан Дальневосточной железной дороге, западный – Восточно-Сибирской. Граница дорог проведена немного западнее станции Хани.
Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 г., когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю. По своей протяженности (
м) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.С 2013 года компания ведет масштабную модернизацию сети железных дорог от Кузбасса до побережья Тихого океана. Проект получил название Восточный полигон и охватывает Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги. Ежегодно вводятся в строй десятки объектов, среди которых вторые пути и двухпутные вставки, мосты и тоннели, тяговые подстанции и объекты электрификации. Итогом проекта станет повышение пропускной способности БАМа и Транссиба на восточном направлении в полтора раза к 2025 году, до 180 млн тонн.