Презентация инвестиционной возможности ОАО "Рефсервис"
ОАО "Рефсервис" обладает крупнейшим в России парком изотермического железнодорожного подвижного состава и является лидером в перевозках скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом в РФ.
Продажа 100% - 1 акции посредством аукционных торгов.
ОАО "Рефсервис" осуществляет перевозки железнодорожным транспортом в рефрижераторных и изотермических (без холодильной установки) вагонах, а также ремонт изотермического подвижного состава (ИПС).
Общий объем перевозок скоропортящихся грузов (СПГ) в России составляет 80 млн тонн в год, перевозки на ближние расстояния (до 400 км) осуществляются автомобильным транспортом, около 12-13 млн тонн составляют перевозки грузов на средние и дальние расстояния.
Объем внутрироссийских перевозок СПГ ж/д транспортом составил в 2010 году 5,1 млн тонн. Доля Компании в перевозках СПГ железнодорожным транспортом составила по итогам 2010 года около 27%.
Термосопригодные грузы, перевозимые в основном в ИВ-термосах, ВТ-термосах и универсальном подвижном составе в определенные периоды года (пиво, соки, вино, напитки, консервы и пр.) составляют около 76%.
Отличительными компетенциями компании являются навыки и опыт работы со скоропортящимися грузами, требующими специальных режимов транспортировки для обеспечения сохранности, и наличие широкой клиентской базы с позитивной историей отношений (более 200 клиентов).
ОАО "Рефсервис" – крупнейший оператор изотермического подвижного состава в России. В собственности Компании находится около 50% российского парка изотермических вагонов.
Средний возраст подвижного состава Компании составляет 23 года, при среднем возрасте изотермического железнодорожного подвижного состава конкурентов 21 год* и нормативном сроке службы 25 лет.
* Из общего количества 12950 изотермических вагонов на рынке используется около 1330 крытых утепленных вагонов, построенных после 2000г. и эксплуатируемых в режиме термосов.
Эксплуатационный парк подвижного состава Компании на конец 2010г.** составлял 3089 ИВ-термосов, 1128 вагонов-термосов и 180 рефрижераторных секций, а также 100 крытых вагонов и 60 фитинговых платформ. На консервации находятся 1571 грузовой рефрижераторный вагон и 377 служебно-дизельных вагонов.
** Рефсекция состоит из 4-5 вагонов, средняя численность рефрижераторных вагонов Компании на секцию 4,7 вагона.
Постоянно востребованный для осуществления перевозок в 2010г. парк*** сформировался в объемах 900 ИВ-термосов, 200 ВТ-термосов и 80 рефрижераторных секций.
*** Постоянно востребованный парк определялся исходя из минимального потребного парка в месяцы минимальной загрузки по данным за 2010г.
Для удовлетворения сезонного спроса Компания дополнительно использовала в 2010г. 1300 ИВ- термосов, 700 ВТ-термосов и 90 рефрижераторных секций.
Доходность продаж постоянно востребованной части парка составила по итогам 2010г. более 15% для ИВ-термосов и более 25% для ВТ-термосов при объемах перевозки 540 и 144 тыс. тонн соответственно; средняя доходность этих операционных сегментов с учетом парка, используемого для удовлетворения сезонного спроса и дополнительных объемов перевозки, 329 и 216 тыс. тонн соответственно и составляет 5-7% (без учета невостребованного парка).
Тенденция снижения выручки в 2009-2010 годах вызвана как проявлениями кризисного снижения грузооборота, так и переходом части клиентов на собственный вагонный парк, что свидетельствует о востребованности услуги. По оценкам менеджмента существует экономическая возможность формирования привлекательного предложения для таких клиентов.
Компания публикует отчетность по РСБУ, аудитором ОАО "Рефсервис" является ЗАО "БДО".
Среднесписочная численность работников в 2009г. составила 3089 человек, из них производственного персонала 2194 человек, в 2010г. составила 2026 человек, из них производственного персонала 1394 человек.
Рынок ремонта изотермического подвижного остава представлен:
- пятью рефрижераторными вагонными депо в России;
- несколькими рефрижераторными вагонными депо в странах СНГ и Балтии (в связи с незначительными таможенными барьерами);
- вагонными депо и вагоноремонтными заводами ОАО "РЖД".
В составе Компании 2 рефрижераторных вагонных депо ("Тихорецкая", "Троицк"). Суммарная производственная мощность двух вагоноремеонтных депо составляет 4320 вагонов в год.
Для загрузки незадействованных производственных мощностей Компания оказывает дополнительные услуги: ремонт отдельных узлов и агрегатов, производство запасных частей и др.
Основные финансовые показатели Компании, млн руб.
2008 | 2009 | 2010 | 6м 2011 | |
Выручка |
5265 |
2177 |
1900 |
1074 |
EBITDA |
1410 |
-650 |
-157 |
-21 |
EBITDA margin, % |
26,8% |
N/A |
N/A |
N/A |
Инвестиционная привлекательность
Бездолговая структура капитала Компании
Отсутствие долга создает возможности дополнительного фондирования Компании.
Возможность привлечения займов позволит Компании осуществить дополнительные инвестиции в модернизацию парка, повышение эффективности деятельности, расширение спектра и объема оказания услуг и выход в новые сегменты рынка.
Рыночный потенциал
Доля контейнерных перевозок рефрижераторных грузов в России составляющая 23% существенно отстает от мировых тенденций изменения доли контейнерного флота в перевозках рефгрузов, составляющей 65%, что обуславливает перспективу роста этого сегмента перевозок в России.
По прогнозам Компании объем рынка перевозок СПГ будет увеличиваться на 3-5% ежегодно за счет роста объема потребления скоропортящихся продуктов.
Развитие портовых и холодильных мощностей на Дальнем Востоке формирует условия для роста объемов железнодорожных перевозок.
Состояние производственной базы
Компания обладает парком изотермического подвижного состава, позволяющего обеспечить перевозку СПГ в объемах, существенно превышающих фактические.
Наличие устоявшихся связей и наработанной клиентской базы обеспечивает устойчивый спрос на услуги Компании.
Перспективы развития
Знания, навыки и опыт Компании в области обеспечения сохранности СПГ позволяют рассматривать проекты развития собственных мощностей по хранению СПГ в точках его накопления (например, портах Дальнего Востока).
ОАО "Рефсервис" планирует ввести комплексную услугу "от двери до двери", выходя на рынок экспедиторских услуг в рамках расширения присутствия в цепочке создания стоимости, минимизируя денежные и временные издержки клиента, в том числе за счет изменения системы оплаты в пользу сквозной ставки за тонну перевезенной продукции.
В процессе внедрения находится система автономного регулирования работы дизельных установок в рефрижераторных секциях, что предполагает переход на безлюдные технологии, и удешевление перевозки грузов за счет сокращения расходов на 1,2 тыс. руб. в сутки, экономии до 25% топлива, увеличения предельных сроков перевозки грузов до 30 суток без доэкипировки.
В краткосрочной перспективе будет активно развиваться направление ускоренных поездов, пуск которых произошел в 2009г. и привел к существенному сокращению сроков доставки грузов, а также экономии эксплуатационных затрат порядка 30 тыс. руб. в расчете на каждый вагон, кроме того позволил получить дополнительные доходы в размере 130 тыс. руб. на вагон.
Компания планирует снижение операционных затрат за счет сокращения порожнего пробега (замкнутые логистические цепочки, перевозка непрофильных грузов).