Пропустить контент страницы и перейти к подвалу страницы

Сокращение выбросов парниковых газовВ связи с возрастанием значимости вопросов защиты климата в международной и государственной повестке снижение выбросов парниковых газов и противодействие изменению климата выделено как самостоятельное направление Экологической стратегии, которое является приоритетом развития ОАО «РЖД» и неотъемлемой частью политики компании в сфере охраны окружающей среды. Задан соответствующий целевой показатель, обоснованы меры и инструменты снижения выбросов парниковых газов в перспективе до 2035 года. Показателем, позволяющим отслеживать эффективность мероприятий компании по снижению выбросов парниковых газов, и учитывающим, в том числе, факторы изменения объемов перевозочной работы, служит углеродоемкость деятельности

Климатическое направление является комплексным, в значительной степени оно опирается на Энергетическую стратегию ОАО «РЖД» и охватывает все элементы и этапы развития перевозочного процесса и железнодорожной инфраструктуры.

Определяющий фактор снижения выбросов парниковых газов — сбалансированное развитие компании в части энергопотребления и энергосбережения.

В ОАО «РЖД» сформирована и развивается система мониторинга, отчетности и контроля выбросов парниковых газов. С 2017 года ОАО «РЖД» входит в перечень компаний с государственным участием, вовлеченных в реализацию мероприятий по снижению выбросов парниковых газов, и ежегодно публикует отчетность о реализованных мероприятиях и достигнутых результатах в рамках Отчета об устойчивом развитии.

В 2023 году в соответствии с требованиями Федерального законодательства впервые была сдана государственная отчетность по выбросам парниковых газов.

Оценка выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД» в 2023 году осуществлялась на основании Комплексной методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов ОАО «РЖД» (утверждена Распоряжением ОАО «РЖД» от 24 марта 2023 года № 726/р), разработанной в соответствии с российскими указаниями по учету прямых выбросов и косвенных энергетических выбросов, а также методическими указаниями Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

Более половины массы суммарных выбросов приходится на косвенные энергетические выбросы. Их доля к 2023 году составила 71%.

В 2023 году углеродоемкость деятельности ОАО «РЖД» достигла значения 77,03 кг СО2 - экв. / 10 тыс. приведенных ткм брутто. В настоящее время это один из самых низких уровней удельных выбросов парниковых газов на единицу работы среди крупнейших железнодорожных компаний мира. Во многом этому способствует высокая степень электрификации инфраструктуры ОАО «РЖД» — более 51% от общей эксплуатационной длины железных дорог составляют электрифицированные линии.

Компания реализует комплекс мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД». Наиболее значимый вклад дают два направления деятельности:

  • совершенствование методов и технологии управления движением поездов;
  • оптимизация режимов работы и модернизация систем отопления в стационарной энергетике.

Важную роль в снижении выбросов парниковых газов играет переход на новые типы подвижного состава. Для сокращения выбросов ОАО «РЖД» приобретает современный отечественный подвижной состав с улучшенными экологическими характеристиками. Одновременно с обновлением парка тяги новыми моделями локомотивов компания реализует проекты по созданию экологичного тягового подвижного состава.

Ведется работа по созданию маневровых и магистральных локомотивов, пассажирских поездов на водородном топливе и инфраструктуры производства и хранения водорода.

В компании ведется активная работа по тематике климатических проектов. В 2022 году между ОАО «РЖД» и МГТУ им. Н. Э. Баумана было подписано соглашение о создании Консорциума Bauman GoGreen. В рамках этого соглашения была проведена инвентаризация реализованных ОАО «РЖД» за период с 2017 года мероприятий, которые потенциально можно отнести к климатическим проектам в соответствии с российским законодательством. В результате данной работы был выбран в качестве пилотного климатический проект, связанный с переводом котельных компании на низкоуглеродное топливо. В 2024 году планируется завершить разработку проектно-технической документации, валидировать проект и получить первые углеродные единицы по итогам верификации первого этапа проекта.

 ПЕРСПЕКТИВЫ СНИЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Энергетической стратегией холдинга «РЖД» на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года запланированы мероприятия:

  • в области тяговой энергетики:
    • масштабная электрификация участков железных дорог,
    • переход на природный газ для автономных локомотивов,
    • создание опытных пассажирских поездов на водородных топливных элементах;
  • в области нетяговой энергетики:
    • закрытие мазутных и угольных котельных с переводом на экологически чистые источники энергии,
    • расширение использования возобновляемых источников энергии.

Реализация проектов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности позволит компании снизить показатели удельных расходов электроэнергии и дизельного топлива на тягу поездов, удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на отпуск тепловой энергии в котельных, износ объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также потери в тепловых сетях. Продолжение работ по электрификации основных направлений грузового и пассажирского движения будет способствовать дальнейшему увеличению доли электрической энергии и энергоресурсов с низким углеродным следом в топливно-­энергетическом балансе ОАО «РЖД».