Основная информация

Деятельность

Входит в состав/находится в ведении
Забайкальская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»
Виды деятельности:
Социальная сфера
  • Профессиональная ориентация детей для учебы и работы в учебных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта;
  • создание оптимальных условий для развития у детей способностей к познанию и творчеству.

Свободненская детская железная дорога является единственным в Амурской области центром по профессиональной ориентации в сфере железнодорожного транспорта среди детей и подростков. Ежегодно здесь бесплатно обучаются более полутора тысячи школьников. Для многих ребят детская магистраль стала отправной точкой в получении профессии железнодорожника. В этом году в отраслевые высшие и средне специальные профессиональные учебные заведения зачислено 62 воспитанника детской магистрали.

В период с июня по август 2018 года на малой магистрали прошли практику 998 юных железнодорожников, в том числе 490 ребят из школ населенных пунктов при станциях Забайкальской железной дороги: Ерофей Павлович, Уруша, Сковородино, Магдагачи, Ушумун, Шимановск, Белогорск, Бурея, Завитая. Дети осваивали профессии машиниста тепловоза, проводника вагона, дежурного по станции, дежурного по вокзалу, ревизора, осмотрщика вагонов.

С начала сезона юные железнодорожники организовали движение 243 пар поездов, перевезли 17,2 тыс. пассажиров, что выше показателя предыдущего года на 11%.

В настоящее время вагонный парк СДЖД состоит из шести пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода: 3 вагона выпуска 2011 года и 3 вагона выпуска 2014 года.

Локомотивный парк СДЖД представлен четырьмя узкоколейными тепловозами: ТУ2-069, ТУ2-001, ТУ7А-3214, ТУ10-014.

Парк грузовых вагонов представлен четырьмя платформами и одним крытым вагоном.

Из истории

14 октября 1939 г. началось строительство детской дороги. К новому 1940 году прибыл первый узкоколейный паровоз К-265. Накануне первомайских праздников 1940 года строящаяся дорога получила паровоз 159-575, построенный в 1938 году, а через несколько дней комсомольцы Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода рапортовали о постройке специально для ДЖД шести двухосных 24-местных пассажирских вагонов.

4 августа 1940 года первая очередь детской дороги имени Л.М.Кагановича была принята в эксплуатацию. Локомотивная бригада на паровозе К.265 провела первый поезд на четырехкилометровом участке от станции Сталинское счастье до станции Дальневосточная. Участок был оснащен электрожезловой системой с аппаратами Трегера и межстанционной телеграфной связью.

Весной-летом 1941 года протяженность пути выросла еще на два километра и составила 6,1 км. Дальнейшему строительству ДЖД помешала начавшаяся Великая Отечественная война. По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза Свободненский юные железнодорожники обеспечивали доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. Всего же за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн народнохозяйственных грузов.

Летом 1950 года возобновились работы по продлению детской дороги до пионерских лагерей. К 1 июня 1951 года протяженность достигла 10,5 км. Тогда же было построено здание вокзала станции Пионерская.

В 1952-53 гг. детской железной дороге был передан паровоз серии 159-№ 288. В 1960 году парк подвижного состава пополнился тепловозом ТУ2-044, а в 1963 году – несколькими цельнометаллическими вагонами PAFAWAG постройки Вроцлавского вагоностроительного завода (Польша).

К 1970 году реконструкции подверглись системы связи и блокировки. На перегонах была смонтирована полуавтоматическая блокировка, а на станциях – ключевая зависимость стрелок и сигналов. Дорога оборудована локомотивной радиосвязью, диспетчерской связью.

В  1989 году с Хабаровской ДЖД получен тепловоз ТУ2-001 – первый тепловоз серии ТУ2.  В самом начале 1990-х годов дорога получила новые пассажирские вагоны ПВ51 Демиховского машино-строительного завода.  В 1997 году с Читинской ДЖД прибыл ещё один тепловоз – ТУ2-069.

В 2011 году после капитального ремонта с Читинской ДЖД поступил тепловоз ТУ-7А. Также в 2011 году на Свободненскую детскую железную дорогу поступили три новых пассажирских вагона.

В первой половине 2012 года проведена полная реконструкция Свободненской детской железной дороги:  уложена рельсо-шпальная решетка на железобетонном основании, введена новая микропроцессорная централизация управления стрелками и сигналами, построены 5 пассажирских платформ, реконструированы пассажирские здания, выполнен капитальный ремонт учебного центра, произведено переустройство электроснабжения и освещения 4 переездов.

В августе 2012 года подвижной состав Свободненской ДЖД пополнился  новым ТУ10-014.

В августе 2014 г. на Свободненскую детскую железную дорогу поступили еще 3 пассажирских вагона.

В 2014 году закончено строительство энергоснабжающей объекты детской железной дороги линии 10 кВ, осуществлено строительство навеса над пассажирскими платформами станции Юность.

Сегодня на дороге работают тепловозы ТУ2-001, ТУ7А-3214 и ТУ10-014.

Контингент юных железнодорожников Свободненской детской железной дороги составляет более 900 человек.

В 2015 году Свободненская детская железная дорога отметила 75-летний юбилей.

Контактная информация

Предприятие находится на территории Забайкальской железной дороги

Адрес
676450, Россия, г. Свободный, Амурская область, ул. Матросова, д. 59

+7 (41643) 4-48-47, +7 (41643) 4-47-44