Инновационное развитие ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (ДПР).
Основные направления инновационного развития Холдинга (в соответствии со Стратегией научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года):
- Развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве на основе ориентированности на клиентов;
- Создание и внедрение динамических систем управления перевозочным процессом с использованием искусственного интеллекта;
- Внедрение инновационных систем автоматизации и механизации станционных процессов («интеллектуальная станция»);
- Разработка и внедрение перспективных технических средств и технологий инфраструктуры путевого комплекса, железнодорожной автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения, инновационных информационных и телекоммуникационных технологий;
- Установление требований для создания и внедрения инновационного подвижного состава;
- Развитие системы управления безопасностью движения и методов управления рисками, связанных с безопасностью и надежностью перевозочного процесса;
- Разработка и внедрение технических средств и технологий для развития скоростного и высокоскоростного движения;
- Развитие технологий организации грузового тяжеловесного движения;
- Повышение энергетической эффективности производственной деятельности;
- Внедрение наилучших доступных технологий в природоохранной деятельности;
- Развитие системы управления качеством.
Основным стратегическим документом в области инновационной деятельности ОАО «РЖД» является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года (КПИР-2025, утверждена советом директоров ОАО «РЖД» 26 февраля 2020 г.).
В КПИР-2025 предусмотрены:
- реализация 11 групп ключевых проектов (по направлениям, синхронизированным с ДПР), реализация инновационных проектов «Северный широтный ход» и «Инжининговый центр», а также внедрение технологий квантовых коммуникаций и сквозных цифровых технологий;
- развитие организационной структуры управления инновационной деятельностью на центральном и региональном уровнях и совершенствование механизмов планирования, мониторинга реализации и оценки эффективности инновационной деятельности, также системы мотивации к осуществлению инновационной деятельности;
- реализация принципа «открытых инноваций» и механизмы взаимодействия с внешними партнерами: стартап-компаниями, инновационными компаниями, вузами, научными организациями, центрами компетенций НТИ, научными и научно-образовательными центрами мирового уровня, кластерами, институтами развития, венчурными фондами, технологическими платформами, и др.
Группы ключевых проектов КПИР-2025:
- Автоматическое управление подвижным составом
- Подвижной состав 2025
- Развитие Московского железнодорожного узла
- Развитие высокоскоростного сообщения в России
- Развитие скоростного сообщения
- Развитие мультимодальных пассажирских и грузовых перевозок
- Эксплуатация инфраструктуры и подвижного состава на основе данных предиктивной аналитики
- Развитие транспортно-логистических систем в едином транспортном пространстве
- Повышение пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры
- Клиентские цифровые сервисы
- Развитие железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке, увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей
Инструментом реализации КПИР-2025 является среднесрочный план (ССП КПИР-2025) с горизонтом планирования три года, который содержит конкретные инновационные проекты и мероприятия по 11 ключевым группам, а также организационные мероприятия в сфере развития системы управления инновациями с указанием планируемых работ и контрольных точек, сроков и планируемых результатов реализации. ССП КПИР-2025 включает в себя продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные инновации, в нем предусмотрены мероприятия в сфере исследований и разработок, внедрения и тиражирования инноваций, формирования нормативно-методической базы и развития инструментов стратегического планирования инновационной деятельности.