15.02.2012   14:23

На линии Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" состоялась торжественная сбойка последнего тоннеля.

15 февраля на совмещенной (автомобильной и железной) дороге Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" состоялась торжественная сбойка тоннельного комплекса № 3.

В мероприятии приняли участие президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, президент АНО "Оргкомитет "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко и другие официальные лица.

Выступая перед участниками торжественного мероприятия, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак передал поздравления от имени Правительства РФ и поблагодарил за высокую организацию работы.

В соответствии с правительственной программой по подготовке инфраструктуры для проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи ОАО "РЖД" является ответственным исполнителем по шести объектам. Наиболее масштабный из проектов — совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи — Адлер — Веселое.

Учитывая горные условия прохождения трассы совмещенной дороги, одной из основных задач стало сооружение шести тоннельных комплексов с общей протяженностью тоннелей 30 км. Критический путь строительства проходил через строительство комплекса тоннелей № 3, расположенного на 23-28 км трассы.

"Это самый каверзный, сложнейший объект. Без преувеличения могу сказать, что завершение его проходки — историческое событие в отечественном тоннелестроении" – заявил Владимир Якунин.

По его словам, менее чем за 3 года в сложнейших геологических условиях пройдено 13,5 км тоннелей, в том числе автодорожный тоннель (3,2 км, диаметр – 12,8 м), железнодорожный тоннель (4,6 км, диаметр – 9,7 м) и две сервисно-эвакуационные штольни (3,1 км и 2,6 км, диаметр - 6 м).

"Наша победа складывалась из двух составляющих: это инновационные решения группы российских и иностранных инженеров и самоотверженный труд рабочих-проходчиков, которые воплотили в жизнь эти решения", - подчеркнул глава ОАО "РЖД".

Проходка тоннелей велась при помощи щитов Lovat (Канада) и Herrenknecht (Германия). В месяц каждый из них способен проходить около 300 м, оставляя за собой почти готовый тоннель с обделкой из бетонных тюбингов.

Для инженерного сопровождения проходческих работ была создана международная рабочая группа с участием специалистов Amberg Engineering Ltd (Швейцария), которая ежемесячно составляла отчеты по оценке рисков и рекомендации по проходке тоннелей.

В процессе работ выяснилось, что в первоначальном варианте трассы северные порталы тоннелей комплекса № 3 попадают на оползневый склон с объемом оползневых масс около 10 млн куб. м грунта. Рабочая группа рекомендовала на участке оползневого косогора изменить план трассы и технологию проходки.

В зонах тектонических разломов были использованы уникальные технологии, которые предусматривают проходку соединительных выработок между штольнями и основными тоннелями, а также закрепление горной массы специальными растворами.

По оценке специалистов Amberg Engineering Ltd, такие технические и проектные решения проходки не имеют аналогов в мировой практике тоннелестроения. Благодаря инновационному подходу завершить проходку комплекса тоннелей № 3 удалось с опережением графика на 46 дней.

1 декабря 2011 года в Гонконге на ежегодном конкурсе Всемирной тоннельной ассоциации проект строительства тоннелей на совмещенной дороге был признан победителем в номинации "Лучший проект года".

К настоящему времени на линии Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" завершена проходка всех шести тоннелей, в том числе тоннельного комплекса № 1 (включает автодорожный тоннель длиной 2292 м, железнодорожный тоннель — 2459 м и сервисно-эвакуационную штольню — 2330 м), № 2 (железнодорожный тоннель длиной 121 м), № 4 (железнодорожный тоннель длиной 449 м), №5 (автодорожный тоннель — 1345 м, железнодорожный тоннель — 2842 м, сервисно-эвакуационная штольня — 2828 м), № 6 (железнодорожный тоннель – 433 м).

К августу 2012 года на всем протяжении линии Адлер – горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" будет закончена укладка железнодорожного пути (48,5 км). Ввод линии в эксплуатацию запланирован на апрель 2013 года. Общая стоимость строительства составит около 240,1 млрд рублей.