20.12.2001
Журнал «Локомотив»

Современные технологии - локомотивному хозяйству

В частности, детально обсуждены Концепция автоматизированной системы управления локомотивным хозяйством (АСУТ), роль компьютерных технологий в обеспечении безопасности движения поездов, внедрение автоматизированных мест (АРМ) нарядчиков, инструкторов, психологов и медиков депо.
     С основным докладом выступил заместитель руководителя Департамента локомотивного хозяйства МПС А.Сидорук.
     Дальнейшее повышение безопасности движения, сказал докладчик, невозможно без современных технологий, являющихся неотъемлемой частью программы реорганизации как отрасли в целом, так и локомотивного хозяйства в частности.
     27 апреля текущего года коллегией МПС была подробно рассмотрена, обсуждена и принята "комплексная программа реорганизации и развития отечественного локомотиво- и вагоностроения, организации ремонта и эксплуатации пассажирского и грузового подвижного состава на период 2001-2010 гг." Разработана новая эксплуатационная модель сети дорог, в соответствии с которой изменены полигоны для локомотивов, определены этапы оптимизации участков их обращения.
     (...) Все выше перечисленные мероприятия, продолжил А.Сидорук, направлены на повышение безопасности перевозочного процесса в совокупности с его экономической эффективностью. Здесь ключевым направлением является увеличение массы и длины грузовых поездов. Для решения этих задач в семи регионах выбраны оптимальные схемы вождения таких составов. Установлены критические участки, например, по сцеплению колеса с рельсом, разрывному усилию автосцепки, мощности локомотива, тормозам. Выбраны варианты тягового обеспечения.
     (...) Переход на новые методы работы будет происходить поэтапно: потребуется пересмотреть загрузку производственных мощностей депо, модель функционирования предприятий. Для обеспечения потребности в новом подвижном составе разработаны технические требования по каждой серии, определены этапы модернизации локомотивов на заводах и в базовых депо.
     (...) Одно из основных направлений повышения безопасности движения поездов - модернизация подвижного состава, доведение его до технических требований сегодняшнего дня, подчеркнул докладчик.
     Именно для этого, например, Челябинским электровозоремонтным заводом (ЭРЗ) совместно с ВНИИЖТом, ВНИТИ и Отраслевым центром внедрения (ОВЦ) создан модернизированный образец грузового электровоза постоянного тока ВЛ10. (...)
     На Улан-Удинском ЛВРЗ изготовлен модернизированный электровоз ВЛ80С переменного тока, оборудованный такими новыми узлами, как система плавного тиристорного регулировани, комплексная кабина машиниста с унифицированным пультом управления, система автоведения, система контроля технического состояния электровоза с регистрацией параметров. (...)
     Усовершенствованная система ремонта и организации сервисного обслуживания ТПС потребует разделить депо на ремонтные и эксплуатационные предприятия. Они будут самостоятельными хозяйственными подразделениями со своим имуществом. (...)
     Чтобы повысить эффективность работы и снизить эксплуатационные расходы, в локомотивном хозяйстве в массовом порядке переходят на интенсивные технологии вождения поездов. Их внедрение требует комплексного решения вопросов по личной безопасности локомотивных бригад. (...) Отсюда возникает необходимость разработать единую концепцию обеспечения безопасности движения, на основе которой сформировать соответствующие программы. (...)
     Необходимо разработать оптимальные режимы труда, особенно при внедрении интенсивных технологий с определением допустимой длины обслуживаемых участков. времени поездно работы, отдыха дома и в пунктах оборота. Нужны более современные кабинеты психологической разгрузки, их аппаратное оснащение. (...)
В.АЛЕКСЕЕВ