15.03.2002
Журнал «Железные дороги мира»

Безопасность на переездах в Германии

Безопасность является одной из основных потребностей человека. Законодательство Германии обязует железные дороги обеспечивать безопасную эксплуатацию и выполнять требования безопасности при строительстве железнодорожной инфраструктуры, подвижного состава и вспомогательных средств, а также поддерживать их в безопасном состоянии (§ 4 общего закона о железных дорогах AEG). Выполнение железными дорогами Германии (DBAG) обязательств по этому закону контролирует (путем выборочных проверок) Федеральное бюро железнодорожного транспорта Германии (EBA).
     Безопасность на железнодорожных переездах достигается при выполнении трех основных условий:
     оповещения о переезде участников дорожного движения при помощи дорожных знаков;
     ограждения переезда (непосредственного или косвенного);
     законопослушных действий участников дорожного движения и работников железной дороги. (...)
     Повышение безопасности на переездах является совместной задачей DBAG и органов, финансирующих строительство автодорог (федерации, федеральной земли, земельного округа, города, общины). В этом им оказывают поддержку федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства (BMVBW) и EBA. Правовой основой мероприятий по повышению безопасности на переездах является федеральный закон о пересечении железных дорог и других путей сообщения (EKrG). Эти мероприятия включают в себя, в частности:
     - ликвидацию переездов;
     - устройство полушлагбаумов на переездах, не оборудованных полушлагбаумами;
     - внедрение начальных технических средств ограждения на переездах, не имеющих таковых;
     - установку сигнальной зависимости для шлагбаумов полной длины, обслуживаемых дежурным по переезду, с целью предотвращения ошибочных действий со стороны дежурного;
     - размещение дополнительных световых сигналов;
     - переустройство пешеходных путей и автодорог в зоне переезда;
     - замену устаревших сигналов с мигающим огнем на устройства светофорной сигнализации с полушлагбаумами;
     - дополнительное размещение устройств извещения о занятости переезда для предотвращения преждевременного выключения огней переездного светофора.
     
     Выбор способа обеспечения безопасности на переезде
     При выборе способа обеспечения безопасности на переезде руководствуются рядом критериев, включая число следующих через переезд поездов/сут, число автомобилей/сут, скорость движения поездов, местные условия и затраты.
     На линиях со скоростью движения поездов более 160 км/ч переезды в одном уровне недопустимы. Это обусловлено тем, что, несмотря на наличие на переездах достаточных средств обеспечения безопасности, сохраняется риск столкновений с поездом, а их последствия с ростом скорости становятся непропорционально тяжелыми. (...)
     
     Оптимизация проекта обеспечения безопасности на переезде
     Оценка экономической эффективности проектирования и строительства железнодорожных и автодорожных устройств является постоянной задачей инженеров DBAG и управлений автодорожного строительства. Она должна решаться совместно для полного использования возможностей рационализации и экономии затрат за счет применения усовершенствованных методов строительства и при определении или изменении параметров проекта. Ниже рассмотрены некоторые способы оптимизации проекта.
     Объединение в одном проекте нескольких переездов. Если, например, на участке длиной 4 км расположены три переезда, то в общем случае нельзя исходить из того, что для них должны быть построены три технические системы обеспечения безопасности. Потребности участников дорожного движения могут быть удовлетворены и путем строительства одной такой системы с направлением на нее основного транспортного потока и реконструкцией прилегающих автодорог. (...)
     
     Утверждение проекта
     В соответствии с законодательством Германии утверждению проекта строительства средств обеспечения безопасности на переезде должно предшествовать его согласование с органами власти земельных округов, городов и общин, владельцами земельных участков и организациями, несущими ответственность за коммуникации. Процедура согласования, включая ознакомление с проектом общественности, занимает не менее 3 мес. Сократить эти сроки позволяет закон об ускоренном развитии путей сообщения, действующий в восточных землях ФРГ и Берлине.
     
     Финансирование
     Источники финансирования проектов строительства средств обеспечения безопасности на переездах определяются законом EKrG. В соответствии с ним затраты по реализации проектов несут в равных долях железная дорога, орган, финансирующий строительство соответствующей автодороги (федерация, федеральная земля, округ, город или община), и федеральный бюджет. Все участники финансирования должны подписать соглашение о порядке реализации проекта и распределении затрат. Соглашение должно быть проверено и одобрено соответствующим земельным органом. (...)
     DBAG ежегодно выделяют на реализацию мер по обеспечению безопасности переездов и их ликвидацию от 200 млн. до 270 млн. нем. марок. Это только одна треть общего финансирования, т. е. суммарные инвестиции на эти цели составляют от 600 до 800 млн. марок ежегодно.