Исторические линии

Минераловодская ветвь

«Минераловодская ветвь» – историческое название открытой для постоянного движения 17 мая 1894 г. линии Минеральные Воды – Кисловодск частного акционерного общества Владикавказской железной дороги (ОВЖД) – предшественника Северо-Кавказской железной дороги. Сооружение линии было утверждено Александром III 15 июля 1891 г. Позже, 1 января 1897 года, был открыт Железноводский подъездной путь Железноводк – Бештау, ставший частью Минераловодской ветви.

17 апреля 1895 года в Царском селе состоялся Высочайший осмотр новых построек Министерства путей сообщения. 26-летний император Николай II с интересом осмотрел большие фотографии и чертежи новой Минераловодской ветви. Пояснения молодому царю давал председатель правления ОВЖД Станислав Валерианович Кербедз, отец главного строителя этой дороги. В 1896 году ОВЖД закупило партию американских паровозов «Baldween» (Филадельфия), которые стали основными для Минераловодской ветви.

С появлением Минераловодской ветви число посетителей Кавказских Минеральных Вод стало быстро возрастать и в последующие десять лет увеличилось более чем в шесть раз.

Главной и уникальной особенностью линии Минеральные Воды – Кисловодск, проходящей по территории особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации «Кавказские Минеральные Воды» и объединяющей между собой города-курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск, является практически полная сохранность более 40 исторических железнодорожных сооружений конца XIX – начала XX вв. на всем ее протяжении.

Это не только вокзалы, но и различные посты централизации, склады, пакгаузы, путевые постройки, водонапорные башни, виадуки и т.д. Многие из этих объектов являются памятниками архитектуры регионального значения (Ставропольский край). Важно отметить, что для строительства зданий и сооружений на линии Минеральные Воды – Кисловодск привлекались талантливые и знаменитые архитекторы того времени. Строения были возведены в едином ансамбле, красота архитектуры и убранств которых подчеркивались современниками.

История Бештау начинается в 1885 году с проложения железнодорожной ветки в Кисловодск. Станция была названа как и расположенная поблизости гора. Впоследствии возник целый поселок под таким же названием.

Ветка соединила курорты Кавказских Минеральных Вод с остальной страной. К сожалению, город-курорт Железноводск из-за его месторасположения остался в стороне от ветки. Однако от этого спрос на курорт не падал, и отдыхающим приходилось с большим трудом добираться в Железноводск от станции Бештау. По приказу императора Александра III в 1897 году была проложена небольшая железнодорожная ветка Бештау — Железноводск протяженностью всего 6 км.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

На станции Бештау останавливаются пригородные электропоезда, курсирующие по направлению Минеральные Воды – Кисловодск. Поездка на электричке из Минеральных Вод в Бештау займет всего 18 минут.

Также на станции Бештау останавливаются «Ласточки» из Ростова-на-Дону и Краснодара.

17 мая 1894 года началось регулярное движение поездов на участке Минеральные Воды – Кисловодск.

Сто с лишним лет назад поезда, курсирующие по Кисловодской ветви, останавливались только на станциях, которые располагались в центрах курортных городов. 15 июля 1901 года к 60-летию со дня гибели Михаила Юрьевича Лермонтова было решено поставить памятник в виде балюстрады с бюстом. Чтобы людям было легче добираться к памятному месту, правление Владикавказской железной дороги разрешило останавливать поезда там, где полотно железной дороги ближе всего подходило к подножию Машука.

Таким образом, 15 июля 1901 года стал днем образования новой остановки на станции Лермонтовский.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

На станции Лермонтовский останавливаются пригородные электропоезда, курсирующие по направлениию Минеральные Воды – Кисловодск. Поездка на электричке из Минеральных Вод в Лермонтовский займет 29 минут. На «Ласточке» Минеральные Воды – Кисловодск поездка займет всего 17 минут.

 

Железнодорожная станция открыта вместе с веткой в 1893 году, а электрифицирована в 1936 году. Кирпичное здание вокзала, построенное в 1903 году, существенно пострадало во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы его полностью восстановили, и сейчас вокзал предстает перед посетителями почти в первозданном виде.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

На станции Ессентуки останавливаются пригородные электропоезда, курсирующие по направлениию Минеральные Воды – Кисловодск. Поездка на электричке из Минеральных Вод в Ессенуки займет 56 минут, а на «Ласточке» Минеральные Воды – Кисловодск – 35 минут.

Также на станции Ессентуки останавливаются:

  • «Ласточки» из Ростова-на-Дону и Краснодара;
  • поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Адлера, Тынды, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Екатеринбурга, Симферополя, Кирова, Тюмени.

Станция Минутка основана в 1894 году. Поезда, проходившие через нее, никогда не останавливались. Казаки, отправляясь по торговым делам в Кисловодск и другие пункты, часто просили машиниста остановиться на минутку. Так и появилось название станции. Сейчас через Минутку проходит 60 электропоездов пригородного сообщения, остановка на этой станции и сейчас длится ровно одну минуту.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

Станция Минутка расположена на территории курортного города Кисловодск. Здесь останавливаются пригородные электропоезда, курсирующие в направлениии Минеральные Воды – Кисловодск. Поездка на электричке из Минеральных Вод займет 1 час 20 минут.

В 1888 году петербургские инженеры Л.С. Путткамер и Ф.П. Попов разработали проект узкоколейной железной дороги от станции Минеральные Воды до Кисловодска, но получить концессию и кредит на ее сооружение не сумели.

В 1890 году по инициативе управляющего И.Д. Иноземцева правление ОВЖД обратилось к правительству с предложением построить Минераловодскую ветвь до Кисловодска за собственный счет. 15 июня 1891 года Александр III утвердил решение о сооружении на ОВЖД ветви длиной 64 км и стоимостью 3 миллиона рублей. Главным инженером постройки ветви стал Михаил Станиславович Кербедз. Строительство вокзала и станционных сооружений производилось с весны 1893 года, а их отделка была завершена весной 1894 года. Полное освидетельствование Минераловодской ветви особой правительственной комиссией состоялось 3 мая 1894 года. Комиссия признала гражданские здания кисловодского вокзала «отличные красотою, как наружных фасадов, так и весьма изящной внутренней отделкой». Комиссия определила все работы качественными и разрешила начать эксплуатацию Минераловодской ветви.

 

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

Станция Кисловодск является конечной станцией ветки Минеральные Воды – Кисловодск. Поездка на электричке из Минеральных Вод в Кисловодск займет 1 час 25 минут, а на «Ласточке» Минеральные Воды – Кисловодск – 55 минут.

Также до станции Кисловодск курсируют:

  • «Ласточки» из Ростова-на-Дону и Краснодара;
  • поезда дальнего следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Адлера, Тынды, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Екатеринбурга, Симферополя, Кирова, Тюмени.

Железноводская ветвь начала принимать первые поезда с 1 января 1897 года, что опережало первоначальный график почти на полгода. За первые семь месяцев Железноводская ветвь перевезла около тысяч человек. В 1899 году были завершены отделочные работы на станции. Здесь был открыт крупнейший на курорте ресторан. На платформе была оборудована открытая веранда, около здания вокзала разбит сад для прогулок.

На тупиковой станции Железноводск сейчас остался только один путь. Ранее их было три, они использовались для обгона паровоза по прибытии с вагонами на станцию, а также для маневров с грузовыми вагонами. Платформа перрона частично низкая, а частично высокая.

Для удобства часть платформы была выполнена в виде крытой веранды, использовались чугунные колонны и металлические стропила. Часть помещений, а именно касса, багажная касса и зал пассажиров III класса были вынесены из основного пассажирского здания. Эти помещения находились в отдельном здании, объединенном под одной крышей с пакгаузом.

В главном пассажирском здании на первом этаже находились зал-столовая, уборные, телеграф, кабинет начальника станции, ламповая, главная кухня и посудная. На втором этаже было помещение для буфетчика. В подвале располагалась кухня, помещения для сторожей и погреб для вин.

 

КАК ДОБРАТЬСЯ

 

Добраться на станцию железнодорожным транспортом можно по выходным дням на электричке Железноводск – Кисловодск.

Чтобы отправиться в Железноводск из Минеральных Вод, необходимо сделать пересадку на станции Бештау.