Станции – музейные комплексы
ИЗ ИсториИ станции
С началом Первой мировой войны, в связи с блокадой Балтийского и Черного морей, Советом министров Российской империи было принято решение о безотлагательном строительстве железной дороги, связывающей Петрозаводск с побережьем Баренцева моря. Ее главная задача заключалась в обеспечении перевозки военных грузов, поступавших от союзников в порты Белого и Баренцева морей (Сороку, Кандалакшу и Семеновский). Разрешение императора Николая II на строительство дороги, названной впоследствии Мурманской, было получено 1 января 1915 года.
Медвежья Гора стала одной из станций линии, ее строительство велось в 1915-1916 годах. Название пошло от изыскателей, которые вели прокладку трассы под железную дорогу, чем периодически тревожили медведей и, после, слагали множество легенд. Так и закрепилась на карте отметка с этим названием – Медвежья Гора. Позднее вокруг станции появился город, как называют его сами жители – «город, рожденный под гудок паровоза». В ноябре 1916 года на всем протяжении Мурманской линии открылось временное движение поездов.
В революционное и военное время станция являлась значимой стратегической территорией. В мае 1919 года русские белогвардейцы и английские интервенты заняли Медвежью Гору, которая стала для них основной прифронтовой станцией – сюда подвозили снаряды, патроны и катера.
После окончания гражданской войны станционное хозяйство нуждалось в ремонте. В первой половине 1920-х годов были выполнены большие работы по восстановлению и достройке Мурманской железной дороги. Уже к 1929 году станция была восстановлена и пропускала до 5,5 млн тонн грузов, в 1932 году – 11 млн тонн, в 1937 году – более 17 млн.
В январе 1935 года Мурманская магистраль была переименована в Кировскую железную дорогу в честь государственного деятеля Сергея Мироновича Кирова (1886-1934).
В 1930-1933 годах относительно недалеко от пристанционного поселка был сооружен Беломорско-Балтийский канал, связавший Онежское озеро с Белым морем. Благодаря этому Медвежья Гора превратилась в важный транспортный узел. В 1938 году поселок получил статус города, который стал именоваться Медвежьегорском.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 годы Медвежьегорск, в том числе и станция Медвежья Гора, находились под оккупацией финской армии и использовалась для поставки вооружения. 23 июня 1944 года при стремительном наступлении советских войск город был освобожден, движение через станцию было возобновлено уже 16 июля.
В мирное время Медвежья Гора пережила многочисленные реконструкции и техническое перевооружение. Улучшила и оживила работу станции электрификация участка Идель – Свирь в 2005 году. Старейшим предприятием железнодорожного узла является Медвежьегорское локомотивное депо, которое до сих пор является предприятием, где работает большинство горожан.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Одна из достопримечательностей города Медвежьегорска – железнодорожный вокзал, построенный в стиле русского деревянного зодчества в 1916 году по проекту архитектора Руфина Михайловича Габе, состоит из здания вокзала и нескольких домов для станционных служащих. Первозданный облик вокзала постарались сохранить до сегодняшнего дня.
Железнодорожный вокзал стал местом памяти города. Здесь разместились значимые для горожан исторические артефакты. Это отреставрированный паровоз Эр 791-70, специально оборудованный вагон-музей, где размещаются исторические экспонаты, двухосная «теплушка» с винтовой сцепкой, построенная в 1898 году в подмосковной Коломне. Рядом c вагоном установлен станционный двукрылый семафор электрожезловой системы, изготовленный в 1940-х годах, паровозная гидроколонка для набора воды в тендер паровоза, и мемориал учителям и ученикам городской железнодорожной школы № 11, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Инициатором открытия и первым директором музея был Виктор Федорович Гришин (1949–2023). Местный уроженец, он работал в локомотивном депо станции Медвежья Гора с 1965 года, прошел трудовой путь от помощника машиниста до заместителя начальника депо. Известен Виктор Федорович и как краевед, автор книг «Станция у Медвежьей горы» (2011), «Город у Медвежьей горы» (2013) и «Дорога длиной в сто лет: Масельгская — Медвежья Гора» (2018).
Музейная экспозиция рассказывает об истории строительства Мурманской железной дороги, станций Медвежья Гора, Масельгская, работе предприятий железнодорожного узла в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В музее много фотографий железнодорожников, работавших в разное время, а количество экспонатов превышает 700 единиц.
Как добраться
На поездах, следующих по маршрутам: Санкт-Петербург – Мурманск, Москва – Мурманск, пригородных поездах Петрозаводск – Медвежья гора.