Железные дороги в годы ВОВ

Военно-санитарные поезда

ГОСПИТАЛИ НА КОЛЕСАХ

Огромную роль в спасении жизни бойцов сыграло создание системы эвакуации раненных и больных военнослужащих, в которой участвовали 472 военно-санитарных поезда (ВСП, на которых, помимо медперсонала, работало более 7 тыс. железнодорожников) и 350 санитарных «летучек» (состав из теплушек для эвакуации раненых из фронтовой и прифронтовой полос с последующей передачей на ВСП). Действуя близко к линии фронта, санитарные поезда несли тяжелые потери. Только в 1941 году врагом было уничтожено 28 санитарных поездов, разбито и сожжено 820 вагонов, поврежден еще 1171 вагон. В 1942 году уничтожено еще 10 военно-санитарных поездов, а 8 были повреждены. Но, несмотря на эти потери, ВСП бесперебойно обеспечивали вывоз раненых в тыловые госпитали по всей территории СССР, за один рейс такой поезд мог взять на борт от 400 до 900 раненых бойцов. Всего за годы войны ВСП совершили 11,9 тыс. рейсов и обеспечили транспортировку в тыловые госпитали 97% всех раненых и больных.

Военно-санитарный поезд № 87, г. Саратов

всп3.jpgНа Рязано-Уральской железной дороге (ныне – Приволжская) в Саратовской области было сформировано 3 военно-санитарных поезда. За годы войны на железнодорожные станции Саратовской области пришло более 100 военно-санитарных поездов с ранеными бойцами. Благодаря усилиям медиков в эвакогоспиталях поправили свое здоровье более 300 тысяч раненых.

17 июля 1941 года в первый рейс из Саратова отправился военно-санитарный поезд № 87, начальником которого был майор медицинской службы Павел Кондратьевич Табаков (отец народного артиста СССР Олега Павловича Табакова). Замелькали станции: Балашов, Паворино, Лихая, Ростов, Запорожье... День за днем, месяц за месяцем трудились сотрудники военно-санитарного поезда: врачи, медсестры, санитары, проводники. В их числе: врач, старший лейтенант Виктор Ушацкий, заведующая аптекой Дина Островская, медсестры Антонина Каширина, Татьяна Усина, Александра Клокова, Валентина Кащенко. Они вывозили раненых из прифронтовой зоны, лечили, доставляли в тыл.

Во время Великой Отечественной войны военно-санитарный поезд № 87 совершил 35 рейсов, прошел более 220 тысяч километров. Об этом можно прочитать в сохранившемся «Путевом дневнике военно-санитарного поезда № 87», который вела делопроизводитель Лидия Приходько. Победу персонал военно-санитарного поезда № 87 встретил на станции Валуйки Воронежской области. Но работа на этом не закончилась. В июле 1945 года поезд отправился в Варшаву и Франкфурт, в августе и сентябре того же года перевозил репатриированных, а в октябре и ноябре – демобилизованных, отпускников и гражданских лиц.

17 июля 2002 года на территории Саратовского государственного музея боевой славы появился необычный экспонат – военно-санитарный вагон 40-х годов. Этот вагон являлся аптекой-перевязочной, состоящей из санпропускника, перевязочной, отделения для тяжело- и легкораненых, аптеки и медицинского поста. Здесь воспроизведена атмосфера военных лет: представлены подлинные медицинские инструменты того времени, предметы быта, а также документы из архива военно-санитарного поезда № 87, которые долгое время хранила Лидия Степановна Приходько (Табакова).

Военно-санитарный поезд № 312, г. Вологда

всп4.jpeg

В первые месяцы войны Вологодский паровозовагоноремонтный завод подготовил к эксплуатации более 10 военно-санитарных поездов. Такие поезда имели специально оборудованные места для раненых, вагон-операционную, вагон-аптеку, вагон-прачечную.

Первый военно-санитарный поезд № 312 вышел в первый рейс 26 июня 1941 года. В бригаде поезда было 40 медицинских работников и железнодорожников. Поезд совершил десятки рейсов на все фронты, пройдя 200 тысяч километров, то есть расстояние, равное пяти кругосветным маршрутам. За это время поездом было перевезено более 25 тысяч раненых.

Коллектив поезда № 312 внес десятки рационализаторских предложений по организации перевозки раненых, превратив поезд в образцовое лечебное учреждение. Когда военно-санитарный поезд № 312 прибывал на станцию, его старались поставить на первый путь – настолько он был красивым и ухоженным. Персонал поезда – начальник С. Даничев, парторг И. Порохин, старшая операционная сестра Л. Разумова, военный фельдшер Ф. Киселева и весь коллектив – старались, чтобы раненые чувствовали себя как дома: в поезде был оборудован вагон-баня, на крыше стояли ящики с выращиваемой зеленью, под вагонами перевозили кур, поросят, чтобы подавать к столу раненым бойцам свежее мясо и яйца. В поезде царил образцовый порядок и чистота.

Впоследствии о легендарном санитарном поезде № 312 писательница Вера Панова написала книгу «Спутники», а на экраны вышли художественные фильмы «Поезд милосердия» и «На всю оставшуюся жизнь».