Железные дороги в годы ВОВ

Западно-Сибирская магистраль в годы ВОВ

Лунинское движение

4-Лунин-1 (1).jpg

Н.А. Лунин

Труженики Омской и Томской железных дорог (ныне Западно-Сибирская железная дорога) быстро перестроили свою работу в интересах обороны страны. Им приходилось перевозить войска и снаряжение на запад, принимать большой поток эвакуируемых на восток людей и оборудования. Выгрузка на Омском и Новосибирском узлах в сентябре-октябре 1941 года возросла втрое: на Барнаульском, Томском, Новокузнецком узлах в полтора-два раза.

На Томской дороге незадолго до войны возникло лунинское движение Н.А. Лунин предложил ремонтировать машину силами бригады и увеличивать пробег паровозов между промывками, ремонтами, что давало большую экономию средств и материалов. К 7 ноября 1941 года бригада Н.А. Лунина завершила стотысячекилометровый пробег на своем паровозе без подъемочного ремонта. Лунинцами стали три четверти паровозных бригад Томской дороги, сэкономив за 11 месяцев 1,5 млн рублей. В январе 1942 года НКПС издал специальный приказ о развитии лунинского движения в условиях войны. К марту 1942 года на сибирских магистралях трудилось более 1400 лунинских бригад.

Многие депо отказались от централизованного снабжения деталями и дефицитными материалами. В депо строились чугунолитейные и меднолитейные цеха, небольшие прокатные установки. Только на Омской дороге в 1941-1942 годах внедрено в производство более 400 рационализаторских предложений с экономическим эффектом свыше 1,5 млн рублей.

В связи с оккупацией Донбасса увеличилась потребность в кузбасском угле. Организовывались кольцевые маршруты по перевозке угля и кокса, на станциях создавались добровольные дружины по отгрузке угля, очистке вагонов. Поскольку большая часть грузчиков не имела брони и была мобилизована на фронт, появились бригады «общественных грузчиков». На Томской дороге в апреле 1942 года силами 2 тыс. железнодорожников и членов их семей, объединенных в общественные бригады, было погружено и выгружено более 6 тыс. вагонов, обработано на складах около 22 тыс. тонн грузов.

Высоких результатов добивались рабочие вагонных депо «Новосибирск», «Омск», «Тайга», «Инская». Самоотверженный труд коллективов Томской дороги был высоко оценен: 10 предприятий завоевали в соревновании по сети первые места и были награждены знаменами Государственного Комитета Обороны; 19 предприятий, получивших вторые места, были награждены знаменами НКПС.

Около трети железнодорожников ЗСЖД находились на фронтах, часть работала на прифронтовых дорогах. Так, в 1942 году с Томской дороги в мостовосстановительные поезда и особые паровозные колонны было направлено около 1800 человек. А заменяли их женщины и подростки. Тяжелые составы на мощных паровозах ФД водили женщины-машинисты, пенсионеры.

Производство бронепоездов и специализированной техники

5-БП Сибиряк-Барабинец.jpg

Бронепоезд «Сибиряк-барабинец»

В 1943 году диспетчер треста «Прокопьевскуголь» И. Лычаков и маневровый диспетчер станции «Прокопьевск» Ф. Шишов впервые применили единую технологию в работе станции и шахт. Они ускорили оборот вагонов вдвое, что позволило дополнительно перевезти сотни тысяч тонн угля. Коллектив станции Прокопьевск в 1943-45 годах трижды награждался переходящим Красным знаменем ГКО. Почин Шишова поддержали сотни работников службы движения Томской магистрали. Диспетчер Инского узла Ф. Кузнецов добился продвижения порожняков в Кузбасс со скоростью 600-700 километров в сутки вместо 500 по норме. В 1944 году передовые бригады Омского и Петропавловского отделений начали водить сдвоенные кольцевые маршруты от Чулымской до Петропавловска со скоростью 925 километров в сутки, что позволило дороге выполнять возросший объем перевозок. На 7% повысился средний вес поезда.

В 1943 году за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства машинисту депо «Новосибирск» Н.А. Лунину, машинисту депо «Омск» Н.Ф. Полякову и мастеру депо «Тайга» И.Г. Сафронову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Работа железнодорожников Сибири для фронта заключалась и в выполнении оборонных заказов. Только в трех депо – «Инская», «Тайга», «Промышленная» выпускали до ста наименований изделий для фронта минометы, боеголовки для снарядов, финские ножи и многое другое.

Особая страница военной истории Западно-Сибирской строительство бронепоездов. Первыми начали тайгинцы. В августе 1941 года работа началась, а в апреле 1942 года машинист П. Хурсик повел бронепоезд «Лунинец» на фронт. Первый бой экипаж принял на участке Касторная Елец в июле 1942 года. Затем в Тайге построили бронепоезд «Железнодорожник Кузбасса», в Новосибирске «Советская Сибирь». Только их экипажи совершили 1500 огневых налетов на позиции врага, уничтожили 79 танков, 120 автомобилей, до 6000 солдат и офицеров противника.

Строительство бронепоездов на Омской железной дороге началось в 1941 году. Первый бронепоезд «Омский железнодорожник» был построен в начале 1942 года. 15 марта он вместе с бронепоездом «Сибиряк-барабинец» отправился на фронт. В июне убыли еще два бронепоезда «Киров» и «Североказахстанец» из Петропавловска. В октябре уже седьмой бронепоезд «Победа», построенный в Ишиме, двинулся на фронт. С восторгом встретили фронтовики и два поезда-бани, построенные омичами в 1942 году. Всего на двух дорогах было построено 11 бронепоездов.

За боевые подвиги 20 работников Омской и Томской железных дорог удостоены звания Героя Советского Союза, а четверо стали полными кавалерами ордена Славы. Тысячи воинов и тружеников тыла награждены орденами и медалями.

В разделе использованы материалы из книги «Железные дороги войны», 2005 г., Москва, «Вече».