Станции – музейные комплексы
Из истории станции
В нескольких километрах от села Селезнево Тульской губернии в 1868 году был открыт участок железнодорожной ветки Москва – Курск. При участии крестьян села были построены деревянный вокзал, водокачка, ряд хозяйственных построек. Появились пять двухэтажных домов из красного кирпича, дом для начальника станции, амбулатория, баня, пакгауз, который только недавно был разобран. Станция получила название Горбачево.
Версий происхождения названия несколько – по имени строителя инженера Горбачева, по расположенной неподалеку д. Горбачевка, или по крутой «горбатой» местности. Последние находки при ремонте одного из кирпичных домов эпохи Александра III показали, что в нем находилась пожарная каланча, выстроенная помещицей Горбачевой.
Узловой станция стала 21 декабря 1899 года, когда через нее прошел первый железнодорожный состав по только что открытой ветке Данков – Смоленск. В деревянном здании вокзала, пережившем войну, останавливался попить чаю Лев Толстой, делая пересадку до Оптиной Пустыни.
Станция Горбачево – одна из тех узловых, от работы которой во время Великой Отечественной войны зависело многое: своевременное обеспечение воюющих частей армии снарядами, продовольствием, эвакуация мирного населения, быстрый пропуск санитарных поездов. Как память об этой поре стоит рядом со зданием современного вокзала памятник над братской могилой.
Строительство нового здания вокзала началось в 1945 году. Военнопленные немцы вырыли котлован, выложили фундамент, подвальное помещение. Затем стройка по каким-то причинам остановилась, с ее завершением людская молва связывает следующую историю.
«...В один из дней 1949 года на станции остановился поезд «отца народов» – И. В. Сталина. Глядя на котлован и незавершенные стены, вождь поинтересовался у одного из сопровождающих, когда будет готов вокзал. Последовал ответ, что через два года. Поезд ушел, а работа на стройке закипела. Сталин не любил, когда подчиненные бросали слова на ветер. Каменные работы выполнили русские специалисты и немцы-военнопленные, отделочные – рабочие из Тулы и художественного училища. Ровно через два года вокзал принял первых пассажиров».
После войны станцию полностью восстановили, в 1957-58 гг. железную дорогу электрифицировали. К 45-летию Победы братскую могилу реконструировали.
В 2010 году работники Тульского отделения Московской железной дороги заменили гранитные плиты на мраморные, поставили новое ограждение.
Как добраться
На поездах, следующих по маршрутам: Тула – Черни, Тула – Орел. Остановка Горбачево.