12.07.1941

По Амурскому подводному тоннелю протяженностью 7 км прошел первый поезд

Первый пробный поезд под рекой Амур у Хабаровска прошел в 1941 году. В постоянную эксплуатацию самый длинный в стране подводный тоннель протяженностью 7 км вступил в 1942 году.

Планы по сооружению железнодорожного тоннеля под Амуром появились еще в начале ХХ века. В 1906 году на берега великой дальневосточной реки пришли изыскатели будущего Амурского участка (Куэнга – Хабаровск) Великого Сибирского пути. На основе проведенных работ предлагалось несколько проектов моста и тоннеля под Амуром. Кстати, посетители выставки Приамурского края, проводившейся в 1913 году в столице края – Хабаровске, могли видеть проекционный чертеж тоннеля с изображением поезда, совершающего этот подводный путь. Но «победил» проект железнодорожного моста, «привязанный» к селению Осиповка, находившемуся в 8 км от города.

Учитывая уязвимость такого важного стратегического объекта, как Амурский железнодорожный мост, а также увеличение грузопотока для обороны и развивающегося народного хозяйства Дальнего Востока, в 1936 году по инициативе Генерального штаба РККА принято решение о сооружении под Амуром, недалеко от моста, железнодорожного тоннеля. Технический проект подводного тоннеля протяженностью 7198 м разработан Союзтранспроектом.

С 1942 по 1964 годы тоннель в качестве секретного объекта находился на консервации. В 1960-е годы в целях увеличения пропускной способности однопутный тоннель стал использоваться для движения грузовых составов в нечетном направлении. С начала 1980-х годов после завершения электрификации дороги в западном от Хабаровска направлении по тоннелю стали пропускаться и пассажирские поезда, в т.ч. пригородные.