27.10.1984

Открыто движение по Байкало-Амурской магистрали

imgonline-com-ua-Resize-nrog5uh53wWalzZp.jpgБайкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире – пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Наряду с Транссибирской магистралью БАМ служит вторым сквозным выходом страны к Тихому океану.

Идея строительства дороги была выдвинута впервые в 80-е годы XIX века. Тогда же впервые была произведена разведка местности предполагаемого маршрута магистрали. Учитывая трудные горноклиматические условия, выбор был сделан в пользу южного маршрута – современного Транссиба.

В советское время к идее строительства БАМа вернулись в конце 20-х годов, когда были проведены первые проектно-изыскательские работы. Стройка началась в 1932 году и велась силами заключенных ГУЛАГа. С началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено и вновь продолжено уже в 1974 году, когда 8 июля было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве БАМа. Основными «двигателями» стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители.

Магистраль строили с двух направлений с востока и запада. Стыковка двух частей БАМа состоялась через 10 лет 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта (Читинская область). Акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ был подписан в 1989 году. С этого момента вся магистраль передана железнодорожникам. Однако строительство дороги на этом не закончилось еще не был достроен 15-километровый тоннель под Северо-Муйским хребтом. В связи с развалом СССР строительство затянулось почти на 15 лет. Самый длинный тоннель в стране был сдан в эксплуатацию 3 декабря 2003 года.

В итоге постройка магистрали обошлось государству в ценах 1991 года без учета упущенной выгоды в 17,7 млрд рублей.

Являясь самым коротким железнодорожным путем к портам Тихого океана, в Южную Якутию и другие регионы России, БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, Ванино почти на 500 км, Якутии на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, на 1000 км.