24.09.2021

РЖД – Играм в Сочи 2014

imgonline-com-ua-Resize-bCV1ihkyjBO3M2W7.jpg

75823.jpg

Вклад ОАО «РЖД» в подготовку к Играм в Сочи 2014

В 2006 году ОАО «Российские железные дороги» приступило к реализации своей части Федеральной Целевой Программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта». Согласно Программе перед компанией стояла задача по строительству новой и модернизации существующей транспортной инфраструктуры в Сочинском регионе, а именно:

  • строительство автомобильных и железных дорог;
  • строительство и модернизация железнодорожных вокзалов и станций;
  • запуск интермодального сообщения Сочи – аэропорт Сочи;
  • введение в эксплуатацию новых скоростных электропоездов «Ласточка».

Первыми объектами, сданными в эксплуатацию из всей Правительственной программы строительства в городе Сочи, стали два грузовых двора «РЖД» - «Россельхозакадемия» и «Сочинский». Проектировались и возводились дворы как временные. На территории двора «Россельхозакадемия» располагался склад площадью 3 360 м. кв. и грузовыгрузочные пути длинной 4,5 км. Двор использовался для выгрузки инертных насыпных грузов. «Сочинский» грузовой двор был возведен для выгрузки тарно-штучных, тяжеловесных, длинномерных грузов, контейнеров для дальнейшей отгрузки. Мощность грузовых дворов составляла 14,7 млн тонн грузов в год, что позволило обеспечить все строящиеся тогда Олимпийские объекты необходимыми материалами. Грузовые дворы были введены в эксплуатацию в декабре 2009 года. По окончанию строительных работ демонтированы.

В феврале 2010 года ОАО «Российские железные дороги» расширило свое участие в подготовке к Олимпийским и Паралимпийским играм, подписав соглашение о партнерстве с Оргкомитетом «Сочи 2014», по которому «РЖД» получила официальный статус Генерального партнера XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Самый масштабный проект ОАО «РЖД» в Олимпийском Сочи – совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – «Альпика-Сервис». Протяженность основной транспортной артерии «Сочи 2014» – 48,2 км. Дорога проходит преимущественно по левому берегу реки Мзымта. Учитывая все особенности природного ландшафта, новые дороги прокладывались параллельно друг другу. Строительство совмещенной дороги началось в июне 2008 года, а завершилось в октябре 2013.

Основная часть пути – 12 тоннелей. Работы по прокладке тоннельных комплексов осуществлялись при помощи специальной техники. Общая протяженность всех тоннелей составляет более 27 км.

  • Тоннельный комплекс № 1

Проходит вблизи поселка Ахштырь Адлерского района города Сочи на участке 14,7 – 17,2 км. Протяженность железнодорожного тоннеля – более 2,5 км, автодорожного – 2,3 км. На этом участке трассы автомобильная и железная дороги идут параллельно друг другу.

  • Тоннельный комплекс № 2

Самый короткий мысовой тоннель протяженностью 149 м проходит на 22-м километре дороги. Предназначен только для железнодорожного транспорта. Автомобильная дорога здесь огибает мыс и переходит на правый берег реки Мзымты по эстакаде.

  • Тоннельный комплекс № 3

Самый длинный тоннельный комплекс трассы. Расположен на участке с 23-го по 28-ой километр дороги Адлер – «Альпика-Сервис». Протяженность железнодорожного тоннеля более 4 км, автомобильного – 3,2 км. После автодорожного тоннеля дорога проходит по вантовому мосту.

  • Тоннельный комплекс № 4

Проходит под горным мысом на 36-м км трассы. Протяженность комплекса – 449 м.

  • Тоннельный комплекс № 5

Расположен на участке между 39,9 и 42,7 км трассы Адлер – «Альпика- Сервис». Сразу за северным порталом тоннеля на 43-м километре по новой дороге расположена промежуточная станция «Эсто-Садок». Пассажиры, прибывшие сюда на поезде или автобусе, могут без труда добраться до комплекса трамплинов и других олимпийских объектов. Протяженность автодорожного тоннеля составляет 1 372 м, железнодорожного – 2 910 м.

  • Тоннельный комплекс № 6

Железнодорожный тоннель протяженностью 433 м расположен на 45-м километре трассы. Двухпутный тоннель выводит дорогу к конечной точке маршрута – станции «Красная поляна» на территории одноименного поселка. От станции «Красная поляна» пассажиры добирались до Олимпийских объектов Горного кластера: Горнолыжного центра и Эстрим-парка «Роза Хутор», Комплекса для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура» и Центра санного спорта «Санки».

Главная особенность трассы состоит в том, что значительная её часть приходится на мостовые сооружения. Всего на трассе возведено 46 мостов – 23 железнодорожных общей протяженностью около 10 км и 23 автодорожных моста протяженностью 9 км.

Один из мостов на трассе вантовый. Он расположен на 25-ом километре совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги Адлер – «Альпика-Сервис». Его протяженность более 800 м. Высота пилонов составляет 86 м, длина основного вантового пролета – 312 м. Это первый вантовый мост на Юге России. Он расположен на выезде из третьего, самого протяженного тоннельного комплекса совмещенной дороги. Мост проходит поверх русла реки Мзымты, которая делает сложный изгиб в районе поселка Кепши. Долина реки в этом месте резко сужается, скалы близко подходят друг к другу. Чтобы избежать оползней на этом отрезке и пройти русло реки с минимальным ущербом для ландшафта, проектировщики предложили возвести вантовый мост с двумя пилонами и центральным пролетом, имеющим бОльшую длину.

Строительство второго сплошного железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Олимпийский парк (Веселое)

Второй главный железнодорожный путь расположен на участке Сочи – Адлер – Олимпийский парк (Веселое). Его протяженность – 30 км. Строительство второго главного железнодорожного пути позволило соединить Сочи, Адлер, и Олимпийский парк. В рамках этого проекта было построено 2 железнодорожных тоннеля, мосты через реки Мацеста, Агура, Хоста и Кудепста, пешеходные переходы, водопропускные трубы, волноотбойные и подпорные стены.

Для увеличения пропускной способности железнодорожной линии Туапсе – Адлер созданы дополнительные участки железнодорожного пути. В результате пропускная способность этого участка увеличилась с 54 пар поездов в 2008 году до 70 пар в 2011 году, а время следования сократилось на 40–50 минут. Всего на протяжении 103 км дороги дополнительно построено 30 км железнодорожного полотна. Реконструкция со строительством двухпутных вставок завершилась в апреле 2012 года.

Это еще один проект интермодального сообщения в России. Новая дорога проходит в районе плотной городской застройки и пересекает возвышенность. Для преодоления неровностей поверхности были построены 3 эстакады, 2 тоннеля, а также мост через реку «Большая Херота». Железнодорожная ветка Адлер – аэропорт Сочи, построенная «РЖД», соединила центр Сочи с аэропортом. Большая часть всех авиапассажиров Олимпиады и Паралимпиады пользовались именно железнодорожным транспортом. Для посадки и высадки пассажиров в здании аэропорта возведен специальный комплекс, оснащенный современным информационным оборудованием. Новая линия введена в эксплуатацию в феврале 2012 года.

Новый мультимодальный терминал вокзала в Адлере – крупнейший на Черноморском побережье транспортно-пересадочный узел. Его площадь более 23 000 кв. м. Вокзал состоит из четырех зданий под одной крышей. Городская и морская части представляют собой два семиуровневых корпуса, которые имеют выходы на городскую привокзальную площадь и «морскую» площадь, сообщающуюся с набережной. Здания соединяет двухуровневый конкорс, построенный на высоте 10 метров над путями. Это главный распределительный зал. Пропускная способность вокзала составляет 15 000 пассажиров в час, причем за сутки вокзал способен принимать до 56 пар поездов

 

«Красная поляна» – конечная станция в горах, от которой можно добраться до Центра санного спорта «Санки» и других Олимпийских объектов. Этот железнодорожный комплекс включает в себя здание пригородного железнодорожного вокзала и две связанные с ним пассажирские платформы. Архитектурная идея станции – стиль альпийского шале, в отделке применены современные материалы, имитирующие камень и дерево. В двухэтажном здании вокзала размещаются кассы, залы ожидания, торговый центр, кафе. Три четверти объема строительно-монтажных работ пришлось на возведение подпорной стены протяженностью около 400 м, служащей для укрепления склона от оползневых масс. Пропускная способность станции – 8 200 пассажиров в час.

 

«Олимпийский парк» – главные ворота сочинских Игр в 2014 году, конечная станция в прибрежной зоне. Вокзальный комплекс возведен на границе Олимпийского парка, в 1,5 километрах от морской набережной, в зоне пешеходной доступности Олимпийских объектов Прибрежного кластера. Железнодорожная станция «Олимпийский парк» – основной транспортный узел Имеретинской низменности. Вокзал рассчитан на два режима использования – обычный и особый, временно введенный на период проведения Игр-2014, когда пропускная способность увеличивается в несколько раз – до 8 500 человек в час. Здание вокзала размещено на уступе горного склона и по форме напоминает летящую птицу, каждое крыло которой задает направление железнодорожного движения. Весь комплекс занимает участок площадью около семи гектаров, разделенный железнодорожными путями на две части – «нагорную» и «морскую». Сообщение между функциональными зонами вокзала осуществляется как через конкорс, так и по подземным переходам и галереям. Вокзал «Олимпийский парк» – многоуровневое здание сложной архитектуры с уникальной кровлей, многочисленными террасами и огромными площадями остекления. Для возведения здания вокзала потребовалось более 40 000 кубометров бетона. Несущий каркас кровли и навесов над платформами – это сложнейшая ассиметричная конструкция общей массой 4 500 тонн. Площадь кровельного покрытия – 35 000 кв.м.

 

Реконструкция станций Дагомыс, Мацеста, Хоста.

 

На железнодорожном пути Туапсе – Адлер компания «РЖД» провела реконструкцию промежуточных станций: Дагомыс, Мацеста, Хоста. Были установлены современные турникеты, обновлены платформы и полностью заменена система навигации.

 

Также согласно проекту «Безбарьерная среда» на станциях предусмотрены:

  • лифтовые кабины в надземных и подземных пешеходных переходах;
  • пандусы, тактильные указатели на тротуарах, платформах, перилах и кнопках лифтов;
  • указатели маршрутов движения поездов, вывески с дополнительными звуковыми и световыми сигналами;
  • устройство специальных билетных касс, комнат отдыха, туалетов для людей с инвалидностью.

Реконструкция станций завершена в августе 2012 года.

Безымянный123.jpgПаралимпийские игры 2014 года стали первыми в истории России спортивными соревнованиями для людей с инвалидностью. Паралимпийские игры – это демонстрация силы и мужества; спортсмены-паралимпийцы показывают, что возможности человека безграничны, и многое зависит от силы воли.

Люди с инвалидностью – полноправные члены общества, которые также участвуют в экономическом, культурном, социальном развитии нашей страны. Доступность транспортной инфраструктуры создает больше возможностей для вовлечения их во все общественные процессы.

 

ОАО «РЖД», участвуя в строительстве объектов в Сочи, внесло свой вклад в создание «безбарьерной» среды в нашей стране. По запросу ОАО «РЖД» были разработаны и используются вагоны со специальными купе для инвалидов. Вход в такой вагон оборудован подъемником, с помощью которого пассажир может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы. Купе здесь шире стандартного и оснащено специальными вспомогательными ремнями, а выключатели, розетки, кнопки вызова проводника расположены низко и снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами, а также специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника. Санузел в таком вагоне больше, чем в обычных вагонах. В нем установлены дополнительные поручни для удобства перемещения, световое и звуковое табло.

 

Все вновь возведенные вокзалы и станции Большого Сочи, проектировались с учетом возможностей людей с инвалидностью. Существующие вокзалы и привокзальные территории также были переоборудованы в соответствии с программой по созданию «безбарьерной» среды. ОАО «РЖД» к Паралимпиаде в Сочи реконструировало железнодорожные станции Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста, вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга. Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата могут беспрепятственно передвигаться, благодаря сооруженным пандусам и переходам, оборудованным лифтами. Дополнительные звуковые и световые сигналы, тактильные указатели на вывесках и табло с расписанием движения поездов – помощь слабовидящим и слабослышащим людям в самостоятельном ориентировании. Кроме этого на вокзалах предусмотрены специальные билетные кассы, комнаты отдыха, туалеты для людей с инвалидностью.

 

Решения «безбарьерной» среды, которые использовались при подготовке к Играм 2014 года, будут распространяться по всей России.

Компания «Российские железные дороги» приложила значительные усилия для сохранения уникальных природных условий Сочи. С этой целью был разработан комплекс природоохранных мер, который включает в себя: охрану подземных и поверхностных вод; охрану почв, воздуха и защиту от шума; утилизацию отходов; рекультивацию территорий; экомониторинг; и, наконец, меры, компенсирующие воздействие стройки на окружающую среду.

 

В целях защиты окружающей среды применялись новейшие технологии. Например, замкнутый цикл использования воды на строительных площадках «РЖД» позволил исключить попадание промышленных вод в окружающую среду. Для того чтобы отделить грязь и песок, вода отстаивалась в специальных резервуарах. Сточные воды проходили обеззараживание при помощи установок ультрафиолетового излучения. Результаты применения этой технологии удивительны! В 2010 году на стройплощадках ОАО «РЖД» Ростехнадзором были сделаны контрольные замеры, которые показали, что после очистки вода по многим показателям приближается к нормам питьевой и в ней могут жить представители флоры и фауны.

 

Компенсационные меры, предпринимаемые ОАО «РЖД» для минимизации воздействия стройки на окружающую среду, позволили сохранить леса и животный мир Сочинского национального парка. За годы строительства были высажены тысячи деревьев и растений, занесенных в Красную книгу. Среди них: самшит, иглица шиповатая, иглица колхидская, клекачка колхидская, лапина крылоплодная, тис ягодный. С 2009 по 2012 год в реки Мзымта и Шахе было выпущено более 3 миллионов мальков черноморского лосося, сазана, стерляди. ОАО «РЖД» позаботилось и о птицах, сохранив существующие места их гнездования.

 

Для сохранения посадок самшита колхидского на территории Сочинского национального парка компания «РЖД» пересмотрела проект по прокладке совмещенной автомобильной и железной дороги. Совместно с такими природоохранными организациями, как «Гринпис России» и «Всемирный фонд дикой природы» было принято решение вместо насыпной наземной дороги возвести эстакаду. Это позволило сократить площадь вырубаемых деревьев на стройплощадках с 7,5 до 2 га. И хотя стоимость проекта возросла, были максимально сохранены площади произрастания самшита.

«Ласточки» – комфортабельные скоростные электропоезда «РЖД», предназначенные для пригородных пассажирских перевозок на железных дорогах России. Во время проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимний игр 2014 года в г. Сочи «Ласточки» обеспечивали транспортное обслуживание пассажиров на маршрутах Адлер – Аэропорт Сочи и Сочи – Адлер – Красная поляна – Олимпийский парк.

В начале 2012 года первый полностью собранный поезд был представлен российским специалистам. Весной 2012 года «Ласточка» прошла климатическое тестирование в испытательном центре «Вена-Арсенал» в Австрии. Подвижной состав подвергался реальному воздействию различных погодных условий. Это и проливной дождь с пронизывающим ветром, наледь и мощный снегопад, а еще палящее солнце и перепады температуры от – 40`C до +40`C. Также исследовалось распределение тепловых масс в вагоне поезда. В «Ласточках» отсутствуют тамбуры, и пассажир, входя в вагон, сразу попадает в салон. Данные испытания показали, что современные электропоезда могут эксплуатироваться в любых климатических условия разных регионов России.

 

Долгий путь

 

Доставка поездов в Россию потребовала нестандартных решений. Значительные размеры кузовов и широкая рельсовая колея не позволяли использовать ни автомобильную, ни железнодорожную транспортировку. Гигант массой 270 тонн начал свой путь в виде отдельных вагонов, распределенных по пяти большегрузным машинам. Новые вагоны имеют длину 26 м, ширину 3,5 метра и высоту почти 5 м, поэтому по пути в порт, для проезда этого спецтранспорта, после полуночи обесточивали и поднимали трамвайные линии питания. Дорога от завода-производителя до порта на реке Рейн заняла три ночи.

 

Дальнейший путь проходил по Рейну до Амстердама, где вагоны были погружены на специальное судно. По Северному и Балтийскому морям теплоход доставил поезд в порт Засниц на острове Рюген. Это единственный в Европе порт с ширококолейными российскими железнодорожными путями. В Заснице вагоны впервые были поставлены на рельсы и соединены в единый поезд, а потом отправлены на пароме в депо около Санкт-Петербурга. Общая протяженность пути от завода в Крейфельде до Санкт-Петербурга составляет около 2 700 км, а время в пути – около четырех недель.

 

«Ласточка» для России

 

Электропоезд призван открыть в России эру скоростного пригородного движения. «Ласточка» может развивать скорость до 160 км/ч. Оснащение состава самым современным энергоэффективным оборудованием позволяет снизить потребление энергии на 30% по сравнению с действующими электропоездами.

 

Поезд проектировался с учетом всех европейских норм. В каждом составе пять вагонов. Средняя вместимость поезда более 800 человек.

 

В свой первый рейс с пассажирами новый электропоезд отправился 23 января 2013 года с Московского вокзала Санкт-Петербурга.

 

Через месяц из Москвы «Ласточка» впервые доставила пассажиров в Нижний Новгород.

 

За три месяца с начала эксплуатации электропоездами «Ласточка» было перевезено около 50 тыс. пассажиров.

 

Уже концу июня 2013 года «Ласточкой» воспользовались уже почти 190 тыс. пассажиров.

 

С 1 мая 2013 года скоростные электропоезда «Ласточка» задействованы также и в интермодальном железнодорожном сообщении по маршруту Сочи – Адлер – Аэропорт «Сочи». Весь путь следования между центром города Сочи и аэропортом «Сочи» «Ласточка» преодолевает менее чем за час. Электропоезд развивает скорость до 160 км/ч.

 

Данный вид железнодорожного сообщения в Сочи – это первый региональный проект, который вобрал в себя многолетний опыт по организации интермодальных перевозок в Москве и современные технологические решения в области железнодорожного транспорта. Этот проект несет в себе немало преимуществ, позволяющих существенно разгрузить автомагистрали. Концепция движения поездов разрабатывалась с учетом особенностей инфраструктуры города Сочи, потребностей жителей и гостей будущего Олимпийского центра.

 

Эксплуатация поезда возможна при температуре окружающей среды от +40 °C до -40 °C в условиях морского климата без особых ограничений. Наряду с широким температурным диапазоном учтены и различные климатические зоны эксплуатации. В связи с чем приняты меры по исключению скапливания льда, снега и конденсата в различных частях подвижного состава.

 

Также в электропоезд интегрирована и усовершенствована российская система обеспечения безопасности движения.

 

На поезде предусмотрена система видеонаблюдения как внутри пассажирских салонов, так и снаружи поезда для контроля посадки, высадки и размещения пассажиров.

 

Для перевозки спортивного инвентаря в каждом головном вагоне предусмотрен специальный откидной держатель, предотвращающий падение во время движения.

 

Помимо багажных полок во всех вагонах предусмотрены два багажных стеллажа.

 

Каждый вагон оборудован компактной климатической установкой, расположенной на крыше кузова вагона.

 

За период XXII Олимпийских зимних игр пригородными электропоездами ОАО «РЖД» по «олимпийским» маршрутам в Сочи перевезено 3 млн 789 тыс. пассажиров.

 

Объемы перевозок пассажиров во время Игр 2014 в Сочи были пропорциональны количеству соревнований и мероприятий в Горном и Прибрежном кластерах. В среднем ежесуточно пригородные поезда ОАО «РЖД» перевозили около 207 тыс. пассажиров. Наибольшее же количество пассажиров – 311 тыс. 625 человек пришлось на 18 февраля.

 

С 24 января по 23 февраля 2014 года на Черноморском побережье для обслуживания участников и гостей Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи действовал максимальный график движения пригородных электропоездов. Перевозка пассажиров осуществлялась 38 пригородными электропоездами «Ласточка» и 10 электропоездами повышенной комфортности серии ЭД4М. Согласно графику движения, пригородные электропоезда осуществляли ежедневно по 413 рейсов. Кроме того, постоянно велся мониторинг пассажиропотока по Олимпийским маршрутам в Сочи, при необходимости назначались дополнительные электропоезда.

 

С 7 по 16 марта 2014 года (период проведения XI Паралимпийских зимних игр) пригородными электропоездами ОАО «РЖД» в Сочинском регионе перевезено почти 860 тыс. пассажиров.

 

В среднем около 86 тыс. пассажиров в сутки.

 

Пик пассажирских перевозок пришелся на 7 и 16 марта 2014 года – дни открытия и закрытия XI Паралимпийских зимних игр. Так, наибольшее количество пассажиров за весь период игр – более 134 тыс. человек – пригородные поезда перевезли 16 марта. Этот показатель превышает даже количество пассажиров, перевезенных 7 марта (день открытия Паралимпийских зимних игр), когда перевозки составили 110 тыс. 800 пассажиров.

266251.jpgЭстафета Олимпийского огня стартовала в Москве, длилась 123 дня, прошла через 83 региона России, а ее участниками стали 14 000 факелоносцев, из которых более 2000 были номинированы компанией «Российские железные дороги», представляющим партнером Эстафеты Олимпийского огня.

 

Право нести факел с Олимпийским огнем получили не только лучшие в профессии железнодорожники, заслуженные ветераны, представители железнодорожных династий, члены РФСО «Локомотив» и других спортивных клубов, поддерживаемых компанией, воспитанники подшефных детских учебных и воспитательных учреждений и др. Компанией «РЖД» по согласованию с местными органами власти – администрациями соответствующих регионов и городов - были номинированы тысячи россиян во всех регионах нашей страны, где представлены «Российские железные дороги». Это люди разных возрастов и профессий: пенсионеры, студенты, ученые, многодетные родители, волонтеры, воспитанники детских домов, представители творческой интеллигенции, работники медицинских учреждений и др. Каждый факелоносец, номинированный от ОАО «РЖД», пронеся факел с Олимпийским огнем, получил от компании в качестве памятного сувенира шапку-ушанку и значок с изображением Поезда Эстафеты Олимпийского огня.

 

16 ноября 2013 г. стартовал железнодорожный этап эстафеты Олимпийского огня: из Владивостока отправился поезд эстафеты Олимпийского огня. На привокзальной площади Владивостока состоялось празднование с зажжением Чаши Олимпийского огня, а также презентация поезда эстафеты. В состав поезда вошли 11 вагонов с индивидуальным дизайном, разработанным специально для этого проекта.

 

Лампада с Олимпийским огнем была передана в поезд президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным, который ранее сам пронес во Владивостоке Олимпийский огонь в качестве факелоносца.

 

Длина железнодорожного маршрута эстафеты превысила 17 тыс. км, а продолжительность пути составила 83 дня. За время движения поезд сделал остановки как в городах-миллионниках, так и в небольших населенных пунктах, объединяя страну в единое целое, чтобы доставить Олимпийский огонь в города России, а главное – в столицу XXII Олимпийских зимних Игр – город Сочи.

 

5 февраля 2014 года специальный поезд эстафеты торжественно прибыл на территорию Сочинского региона – на вокзал Адлер. В этот же день позднее Олимпийский Огонь был доставлен из Адлера в Красную поляну на электропоезде Ласточка – так же, как впоследствии передвигались на Олимпийских Играх в Сочи большинство зрителей и участников.

 

Окончание железнодорожного этапа эстафеты Олимпийского Огня состоялось 6 февраля 2014 г. на вокзале г. Сочи.