09.02.1945

Введена в постоянную эксплуатацию линия Ижевск – Балезино, связавшая Урал, Сибирь и Север страны

33.png

Члены правительственной комиссии осматривают
железнодорожное полотно на ст. Люкшудья
(конец января – начало февраля 1945 г.).

Первые изыскания линии, которая должна была соединить Пермскую и Казанскую железные дороги и связать Урал, Сибирь и Север страны, были проведены в 1913 году. В последующие годы, уже при советской власти, технико-экономические изыскания велись по трем вариантам: Ижевск – Воткинск – Нытва, Ижевск – Воткинск – Верещагино, Ижевск – Балезино.

Начало Великой Отечественной войны ускорило принятие решения, и 12 октября 1941 года народный комиссариат путей сообщения (НКПС) принимает вариант выхода на Балезино, утверждает основные показатели проекта. Первопроходцы – кадровые рабочие-строители – вышли на разметку трассы будущей дороги сразу же после принятия постановления о строительстве (25 декабря 1941 года).

Весной 1942 года начались работы по строительству путей: вырубка леса и земляные работы. Ландшафт диктовал свои условия. Самым сложным был переход через водораздел рек Иж и Чепца. Был принят смелый вариант – пройти через село Кекоран, применив взрывной метод строительства. Строительство вело управление №31/13 под руководством В.Ф. Воробьева. Стройка велась со стороны Ижевска и Балезино, так называемым «ферганским методом». На важнейшем стратегическом объекте, каким было сооружение железной дороги Ижевск – Балезино, красноармейцев заменили жители деревень и поселков, не занятые на оборонном производстве. В строительстве принимало участие 29 районов республики. Максимальный выход в день – 24000 человек и 7500 подвод.

На строительстве было перемещено более 2907 тыс. куб. грунта, уложено 139 км главного хода путей, построено 182 искусственных сооружения, в том числе 30 деревянных мостов, 4 путепровода, 8 разъездов, 8 станций, оборотное депо, 17 общежитий, 5 жилых домов и многое другое.

Строители испытывали большие лишения, не хватало продуктов питания, одежды, медикаментов. И, несмотря на это, уже в марте 1943 года было открыто рабочее движение.

В период 1943 и 1944 гг. по дороге было перевезено 1605 тыс. тонн различных грузов и 300 тыс. пассажиров. Большинство грузов было доставлено для нужд ижевских заводов.

В январе 1944 года линия Ижевск – Балезино принята во временную эксплуатацию, а 9 февраля 1945 года – в постоянную.