ОАО «РЖД» в своей деятельности стремится к максимальному сокращению выбросов загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. В компании проводятся регулярные внутренние проверки магистральных и маневровых тепловозов, путевой техники на соответствие техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Для этого используются диагностические комплексы пунктов экологического контроля. Проведение замеров выбросов также осуществляется после проведения реостатных испытаний тепловозов.
СТАЦИОНАРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Выбросы от стационарных источников составляют порядка 19% в общем объеме выбросов ОАО «РЖД».
В рамках реализации Экологической стратегии ОАО «РЖД» выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2023 году снизились на 5,6% по сравнению с 2022 годом (при плане – 3,2%). Снижение выбросов обусловлено мероприятиями по энергосбережению и повышению энергоэффективности, в том числе реконструкцией и переводом котельных на альтернативные виды топлива. В настоящее время доля тепловой энергии, производимой котельными, работающими на природном газе, достигла 45,7 %.
Развивается применение альтернативных источников энергии в системах горячего водоснабжения (солнечные коллекторы) и теплоснабжения (тепловые насосы). В эксплуатации находится 48 котельных на пеллетном топливе, внедренных взамен малых угольных и дизельных котельных. Компания проводит мероприятия по реконструкции и внедрению новых пылегазоочистных установок.
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Выбросы от передвижных источников составляют около 81% валовых выбросов, из которых около 88% — это вклад магистральных и маневровых тепловозов. Мероприятия по повышению энергоэффективности перевозочного процесса позволили компании сократить объемы перевозочной работы на дизельной тяге, время простоев в ожидании работы, время нагона пассажирских поездов, удельный расход дизельного топлива на тягу поездов. Эти факторы позволили снизить удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников и составили 33,6 мг/т-км при целевом показатели 36,9 мг/т-км.
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
В 2023 году на сеть поступило 100 ед. путевых машин и механизмов, 54 ед. электропоездов и 557 ед. локомотивов. В их числе было 247 тепловоза новых серий и 310 электровозов, в том числе 282 грузовых и 28 пассажирских. Для обеспечения перевозок на Байкало-Амурской магистрали в 2023 году создан новый магистральный тепловоз 2(3)ТЭ28 с отечественным дизелем 18-9ДГМ и коллекторным тяговым приводом. Также в 2023 году завершены приемочные испытания маневрового локомотива ЭМКА2 с гибридной силовой установкой с использованием литий-ионных аккумуляторных батарей. Сегодня ОАО «РЖД» перевозит более 86% грузов и 85% пассажиров на электротяге.